Вологодское кружево

Вологодское кружево

Кружево – древний вид декоративно-прикладного искусства. Данные истории искусства и письменности позволяют предполагать, что кружевоплетение было известно еще древним грекам и египтянам. В конце XV – начала XVI века оно получило широкое распространение на территории Европы. Италия долгое время занимала первое место в этой отрасли, но спустя какое-то время ей пришлось уступить лидерство Франции и Фландрии.

Вологодское кружево

В России первые сведения о кружевах относятся к XIII в. В Ипатьевской летописи говорится о том, как в 1252 г. князь Даниил Галицкий принимал иностранных послов в богатой одежде с изумительной отделкой, напоминающей кружева. Но заметным явлением повседневной жизни России они стали в XVII столетии. Причем кружевные изделия были распространены и при царском дворе, и в купеческой, и в крестьянской среде. Только качество их, конечно, было различным.

Вологодское кружево

Самые ранние образцы российского кружевоплетения, сохранившиеся в музейных собраниях, относятся к XVII в. Это так называемые «золотные» кружева из золотых и серебряных нитей. Их продавали на вес, принимая в расчет, прежде всего, ценность драгоценных металлов, а не мастерство исполнения. Эти кружева использовали для украшения нарядов из плотных дорогих тканей – парчи, бархата, узорного шелка. Также применяли их и для отделки церковной утвари.

Кружево и коклюшки в Музее кружева (Вологда)

При правлении Петра I мастериц кружевоплетения выписывали в Россию из-за границы. История появления и развития кружев полна загадок и противоречий. Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей – 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре – неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».

Кружево (фрагмент)

Мода на этот промысел привела к тому, что многие жены русских дворян стали изучать приемы работы с коклюшками, и организовывали в своих усадьбах мастерские, где крепостные крестьянки плели кружево. Искусницами в этом деле прославились и женские монастыри. К концу XVIII в. сформировались художественные особенности центров русского кружевоплетения. Такими центрами стали Вологда, Ростов, Галич, Калязин, Торжок, Балахна, Рязань.

Вологодское кружево — вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках), распространённый в Вологодской области.

Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик; коклюшки; можжевеловые или березовые; булавки; сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен, отбеленный или суровый.

В XVII кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.

Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.

Во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. Одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20-х годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.

Музей кружева (Вологда). Экспозиция XX века. Кружево “Звезда”

Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.

Этому способствовало несколько обстоятельств: после того как отменили крепостное право у крестьян стал более свободный выбор рода занятий, повысился спрос на кружева.

Их производство приносило крестьянским семьям дополнительный доход.

Очень важным оказалось и то, что материалы нужные для плетения кружева были недороги. Мастерицам не требуется, специально оборудованного помещения. Кружевницы могли заниматься этим ремеслом в свободное от труда на земле время.

В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году — 40 000. В 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц. В 1930 году был создан Вологодский кружевной союз. В 1935 году — художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе.

В 30-е годы XX века в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность. До 40-х гг. XX века преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия — дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды — воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки, перчатки и пр.

В 1960 году было организовано Вологодское кружевное объединение «Снежинка». Изготовляются мерные кружева, покрывала, салфетки, занавеси, а также уникальные выставочные образцы по эскизам художников (А. А. Кораблёвой, М. А. Гусевой и др.).

Вологодские кружева неоднократно получали на выставках высшие награды:

– на выставке в Брюсселе 1958 году они были награждены золотой медалью кружевной вологодский занавес «Русские мотивы»;

– в 1925 году получили золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже;

– в 1937 г. на Парижской выставке им была присуждена награда Гран-При.

Вологодское кружево

В 1964 г. в Вологде создали кружевное объединение «Снежинка». Свое название оно получило по знаменитой скатерти «Снежинка» работа В.Н. Ельфиной. Однако подобные мотивы широко использовались в кружевных изделиях и ранее.

3 ноября 2010 года в Вологде, в здании бывшего Госбанка на Кремлёвской площади, 12, открылся Музей кружева. В основной экспозиции представлены более 500 предметов, рассказывающих об основании и развитии этого традиционного художественного промысла Вологодчины.

Музей кружева в Вологде

Ознакомиться с экземплярами вологодского кружева можно в Вологодском музее-заповеднике, Вологодском музее кружева, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, а также в музее кружевной фирмы «Снежинка».

Статья о Музее кружева в Вологде находится здесь.

Вологодское кружево

Вид русского кружева, плетённого на коклюшках (деревянных палочках), распространённый в Вологодской области

    Место Северо-Западный округ / Вологодская область / ВологдаЕщё 1
  • Вологодская область
  • Исторический период XVII в.
  • Вид вологодское кружево, рукоделие
  • Техники кружевоплетение
  • Материалы нитки
  • Изделия женская, постельное бельё, столовое бельё

Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство — таково его художественное своеобразие.

Вологодское кружево обладает особой самобытной красотой. На развитие орнаментального искусства кружева большое влияние оказали узоры резьбы по дереву, орнаменты ткачества, старинные вышивки. Особенно ажурная вышивка «вологодское стекло» с разнообразными «снежинками» и «паучками» на сквозных фонах.

Кружевной шарф Путеводитель по русским ремёслам, CC BY-SA 3.0

Эта вышивка в основном бытовала в Вологодском уезде, и именно на этой территории промысел развивался особенно интенсивно. Орнамент вологодского кружева характеризуется мягко-изогнутыми плавными линиями рисунка, он всегда графически чёткий, ритмичный и может состоять из геометризированных фигур или растительных обобщенных форм.

Фрагмент кружева «Лукоморье» по мотивам поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» Маниту, GNU 1.2

Для изготовления вологодского кружева требуется: подушка-валик, коклюшки, можжевеловые или березовые булавки, узор. Типичный материал для вологодских кружев — лён, отбеленный или суровый.

В XVII кружевницы осваивали методику плетения кружев с использованием серебряных и золотых нитей, изготовленных из волочёной проволоки или из шёлковой нити-сердечника, обвитой металлической нитью.

Немного истории

Вологодское кружевоплетение восходит к 16—17 вв., но как промысел существует с первой четверти XIX века. Изначально считается, что кружево зародилось в Европе, а наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия.

Вологодское кружево Маниту, GNU 1.2

Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.

По официальным исследованиям (С. А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву.

1979 марка Почта россии И. Мартынов, Н. Черкасов, CC BY-SA 3.0

И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.

Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.

Вологодская кружевница

В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году — 40 000. В 1928 году в Вологде была создана профессионально-техническая школа кружевниц. В 1930 году был создан Вологодский кружевной союз. В 1935 году — художественная лаборатория при Вологодском кружевосоюзе.

Коклюшки Semenov.m7, CC BY-SA 3.0

В 30-е годы XX века в кружеве появились изображения, отражающие советскую действительность. В 1960 году организовано Вологодское кружевное объединение «Снежинка».

3 ноября 2010 года в Вологде, в здании бывшего Госбанка на Кремлёвской площади, 12, открылся Музей кружева. Общая площадь музея составляет 1400 м², а экспозиционная — 600 м². В основной экспозиции представлены более 500 предметов, рассказывающих об основании и развитии этого традиционного художественного промысла Вологодчины.

Фотогалерея

Полезная информация

Отделка к платьям и белью

Начало промысла относится к 1820 году, когда близ Вологды в имениях помещиков крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским.

До 40-х гг. прошлого века преобладало мерное кружево для отделки белья, позднее основными стали штучные изделия — дорожки, салфетки, нарядные съёмные детали женской одежды — воротнички, жабо, пелерины, шарфы, галстуки и перчатки.

Также кружевами украшали и до сих пор украшают платья, скатерти, салфетки и мебель.

Элементы узора

Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой, «вилюшкой».

Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных «насновками» в виде звёздочек и розеток.

В растительных узорах преобладают мотивы из гибких ветвей с петлеобразными листьями, трилистниками, круглыми или вытянутыми лепестковыми и лапчатыми цветами, веерообразными мотивами, подковообразными фигурами.

Расположение узоров

Узоры на изделиях обычно располагаются по окружности широкими каймами со свободной или заполненной орнаментом серединой, идут по периметру изделия, собираются в полосы разной ширины, могут быть распределены по всему ажурному фону.

Композиции часто строятся из зеркально симметричных мотивов, придающих кружеву строгость и особую статику. Отличительной чертой вологодского кружева является большое разнообразие фоновых решеток.

Отличительной особенностью традиционного вологодского парного кружева является четкое деление «строения» кружева на узор и фон.

Вследствие этого крупные и плавные формы орнамента очень выразительно выделяются непрерывной линией, ровной по ширине на всем протяжении узора.

В ранних вологодских кружевах в качестве ведущего орнамента варьировались стилизованные изображения птиц, древа жизни и другие старинные мотивы, характерные для более древней по происхождению вышивки.

Сегодня вологодское кружево отличает разнообразие орнамента, монументальность форм и преобладание цветочных мотивов.

Вологодский музей-заповедник

Ознакомиться с экземплярами вологодского кружева можно в Вологодсоком музее-заповеднике, Вологодском музее кружева, Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, а также в музее кружевной фирмы «Снежинка».

Вологодские кружева неоднократно получали на выставках высшие награды: золотую медаль на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств в Париже в 1925 году, Гран-при в Париже в 1937 году, золотую медаль в Брюсселе в 1958 году Тогда же, на выставке в Брюсселе, был отмечен высшей наградой Гран-при кружевной вологодский занавес «Русские мотивы».

Вологодское кружево как культурное наследие России

Трудно переоценить значение Вологодской земли в истории русского народа. Её огромный духовный потенциал и сегодня рождает уникальные образцы декоративно-прикладного искусства. Этот край является родиной удивительного промысла — вологодского кружева. Здесь зародились истоки уникального ремесла, вобравшего в себя культуру и традиции вологодской земли. Люди, неравнодушные к прекрасному, создавали уникальные изделия. Развивали и совершенствовали дело всей своей жизни. Благодаря их таланту, особому видению форм, уникальной художественной интерпретации опыта русских рукодельниц, накопленного столетиями, в котором кропотливо собраны сложнейшие технические приёмы, появилось вологодское кружево, славящееся своей красотой и искусным исполнением во всём мире.

История зарождения промысла уходит в 19 столетие, когда в Вологде и окрестностях стало развиваться кружевоплетение. В дворянских домах дворовые плели модное в то время кружево. Образцы привозились со всего мира: Франции, Голландии, Германии, Бельгии. Последние модные тенденции воплощались русскими искусницами. Всё это послужило плодотворной почвой для появления уникального способа плетения, техника которого впоследствии легла в основу вологодского кружева. Это случилось в середине 19 века, когда Анфия Федоровна Брянцева, вологодская кружевница, подошла творчески и неравнодушно к созданию штучных изделий. Она сумела собрать русские традиции и искусные техники в базовые приёмы кружевоплетения. Её авторский способ получил название «вологодский манер» и стал необычайно популярен. Это впоследствии определило становление вологодского кружевного ремесла. Ключевую роль в дальнейшем обучении вологодских рукодельниц сыграла дочь Анфии Федоровны, которая передала другим мастерицам уникальную технику плетения, полученную от матери, и обучала этому способу других желающих приобщиться к «вологодскому манеру».

Влияние политических изменений и событий, произошедших в то время, позволило промыслу окрепнуть и разрастись. Когда было отменено крепостное право, в Вологодской области появилось большое число кружевниц-надомниц. В то время это было настолько востребовано, что плели кружево не только женщины, но и мужчины. Ремесло стало значимой экономической поддержкой населения. В каждом творении мастеров хранилось тепло любящих творческих рук, в котором воплощались смелые художественные замыслы, традиционные представления обретали новые формы витиеватых кружев.

Промысел настолько окреп, что стал приносить населению не только духовный, но и материальный рост. Обучение этому мастерству переросло из надомного в централизованное. Так в России стали организовывать школы кружевниц.

Наиболее ярким примером являлась Мариинская практическая школа кружевниц в Санкт-Петербурге. В неё приезжали обучаться будущие мастерицы со всех уголков России.

За свою историю организация условий труда мастериц, занимающихся этим промыслом, не раз менялась. Становились другими названия предприятий, в которых трудились вологодские кружевницы. Однако, всё это не изменило сам промысел, который развивался и процветал с течением времени.

Многие художницы-кружевницы, занимавшиеся в советский период вологодским кружевом, получили дореволюционное образование. Опираясь на неразрывные многовековые русские национальные традиции, они вносили неоценимый вклад в развитие техники и художественного замысла вологодских кружев. В их творчестве нашли отражение образы северной природы, тонких ажурных узоров, перенесённых с морозного окна на тончайшие кружева. Не последнюю роль в создании изделий сыграли мотивы северного деревянного зодчества.

Благодаря творческому врождённому вкусу и художественному чутью вологодское кружево приобрело свою самобытность, выраженные особенности, неповторимые узоры. Орнамент вологодского кружева имеет особенную ритмику рисунка и свой характер. Плавность линий, изящные изгибы, мягкие переходы. Геометрия узора тяготеет к округлым формам и гармоничной завершённости. Она воплощает в кружеве иносказательные узоры, несущие аллегорическую смысловую нагрузку северных верований. Однако, несмотря на свою ажурность, кружево имеет достаточно весомые очертания. Это связано с материалом, который применяется в его изготовлении: белоснежный или неотбеленный лён (суровый). Нужно отметить, что лён издавна назывался в народе «северным шёлком» из-за своей упругости и красивого блеска. Это позволяет кружеву долго сохранять свою форму и радовать обладательниц вологодских кружев не один год, а часто и не одно столетие.

В Вологодском музее кружева представлена история развития этого промысла с зарождения до наших дней. Тонкие, изысканные работы удивляют и восхищают своей красотой, высоким качеством исполнения и разнообразием художественных замыслов. Работы династий мастеров, без чьих имён невозможно представить становление и развитие вологодского кружева, трепетно хранятся в коллекции музея. Они создавали и создают сложнейшие по технике творческие образцы — украшения музейных коллекций.

В мир кружева, утонченности, изысканности и своеобразной красоты погружает зрителя постоянно действующая выставка музея Вологодского кружева, которая создана неравнодушными работниками музея. Столько нежных женских сердец нашли отражение в представленных работах. Выставка потрясает своей красотой и долговечностью изделий. Некоторое кружево хранится уже более ста лет. Богатство русской души, воплощенной в кружеве, делает эту выставку уникальной еще и потому, что позволяет проследить развитие художественного сознания мастериц с самого момента зарождения и расцвета кружевоплетения до наших дней.

За историю своего существования вологодские кружевницы неоднократно сотрудничали с известными модельерами и дизайнерами нашей страны.

Несмотря на непростую историю промысла, взлёты и падения, экономические сложности и хозяйственные проблемы промысел существует по сегодняшний день и не утратил своей актуальности и значимости для культуры нашей страны. Искусные мастерицы создали уникальный живой художественный язык вологодского кружева, узнаваемый и почитаемый во всём мире. Образы и сюжеты декоративно-прикладных изделий дополнялись новыми идеями, при воплощении которых был задействован огромный арсенал художественных средств. Всё это делает вологодское кружево уникальным феноменом русского искусства, золотым фондом национальной культуры.

Пять вопросов о вологодском кружеве

Как развивался знаменитый промысел и что происходит с ним сейчас

Вологодское кружево — один из самых узнаваемых российских брендов. Как отличить его от остальных, что происходит с некогда популярным промыслом и кто в наше время носит кружева — рассказываем в пяти пунктах.

1. Как зародился промысел в России?

Откуда и когда именно пришел промысел в Вологду точно не известно. В музеях можно встретить старинные образцы XVII века. Эти изделия были очень дорогими: их делали из льняных нитей, которые предварительно обвивали тонкими как волос нитками из золота или серебра — канителями (именно отсюда происходит современное слово «канитель», отражающее трудоемкость процесса).

В конце XVIII века вологодские кружевницы познакомились с заграничным кружевом, которое изготовлялось из простых льняных, хлопчатобумажных и шелковых нитей и было более доступным по цене. Тогда-то и начали расти популярность и производство кружева.

Первую небольшую фабрику основала помещица В.А. Засецкая в сельце Ковырино под Вологдой в 1820 году. Крепостные девушки плели кружевные отделки к платьям, рубашкам и сорочкам. Постепенно кружевоплетение распространилось по Вологодской губернии. А 50 лет спустя, в 1876 году, вологодские кружева уже получили высокую оценку на международной выставке в Филадельфии.

2. Чем отличается вологодское кружево от остальных?

Изначально вологодские кружева плелись по заграничным образцам, но со временем они совершенно перестали быть похожи на европейские изделия того времени. Особенную технику плетения с плавно изгибающейся линией рисунка — «вологодский манер» — разработала кружевница Анфия Брянцева в 1840-е годы.

Любое коклюшечное кружево, будь то вологодское, вятское или елецкое, выполняется из одинаковых элементов: плетешков, насновок, сеточек, полотнянок. Разница в их сочетании и рисунке, в предпочтении определенного материала нитей и цветов. Вологодские кружева отличаются плотностью, четким делением на фон и рисунок, крупными выразительными формами, извилистым контуром. Узор образует непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия выплетенной тесьмы (вилюшки) на фоне тонкой ажурной решетки.

Во время зарождения промысла в вологодских кружевах встречались орнаменты, более характерные для вышивки, например стилизованные изображения птиц, древа жизни. Позднее в узорах появились цветочные мотивы и геометрические фигуры. В советское время мастерицы использовали в творчестве даже достижения техники: на кружевах того времени можно увидеть башенные краны, самолеты, космические аппараты.

3. Кто сейчас занимается этим промыслом?

После революции в Вологодской губернии стали появляться кооперативные кружевные артели. В 1920 году всех местных кружевниц, а их насчитывалось уже около 70 тысяч, объединили в артели. В 1960 году путем слияния всех кружевных артелей области, создали пять фабрик, на базе которых спустя четыре года появилось Вологодское кружевное объединение «Снежинка».

Перестройка нанесла традиционному вологодскому промыслу гораздо больший урон, чем революция. В 1990-е «Снежинка» потеряла почти 80% работников. Однако предприятию удалось пережить трудные времена, и сохранить производство. Сейчас на предприятии работает около 100 человек и еще столько же трудятся внештатно. Работники заняты швейным и кружевным производством, причем кружево делают ручное и машинное.

Кроме этого, в стране работают сотни мастеров, сохраняющих традиции промысла и передающих знания своим ученикам. С 2006 года в Вологде при поддержке Валентина Юдашкина проходит всероссийский конкурс для мастеров «Серебряная коклюшка». Там же раз в три года проводится Международный фестиваль кружева «Vita Lace».

4. Как делаются вологодские кружева?

За 300 лет оборудование кружевниц почти не изменилось. Плетут изделие на туго набитой цилиндрической подушке. Ее помещают на пяльца — деревянную подставку. К подушке прикалывают сколок — рисунок узора на картоне. На нем точками обозначены места вкалывания булавок при пересечении нитей.

Плетут кружево с помощью коклюшек — точеных из дерева палочек, на которых есть углубление для намотки нитей. Кружевница может одновременно использовать до 300 пар коклюшек, перевивая их или сплетая между собой в определенной последовательности, повторяя узор по сколку.

По технике исполнения современное вологодское кружево относится к «сцепным». Основные элементы узора выплетаются длинной тесьмой, а потом соединяются между собой специальными «сцепками» и «решетками» при помощи вязального крючка. Делают и «парное» или «мерное» кружево, в котором узор выплетается одновременно с фоном. Так получаются длинные кружевные полосы для отделки швейных изделий.

5. Кто носит их в наше время?

Сейчас вологодское кружево не так популярно, как до революции, но оно по-прежнему остается одним из главных брендов России, известных за границей. Крупные государственные заказы исполняет фирма «Снежинка». Так, мастера предприятия создавали льняные скатерти с кружевными вставками для приемов в Кремле и в подарок Мишель Обаме.

Любят этот материал и российские дизайнеры, такие как Валентин Юдашкин и Ульяна Сергеенко. В платьях бренда Ulyana Sergeenko Couture из елецкого и вологодского кружева появлялись певица Бейонсе, супермодель Наталья Водянова, актрисы Кейт Хадсон, Керри Вашингтон и Эмилия Кларк.

В наши дни старинный промысел развивается, сохраняя традиции. Сейчас можно встретить такие уже ушедшие в прошлое предметы одежды как кружевные оплечья и пелерины, выполненные из синтетических материалов или украшенные кристаллами Svarovsky. Единственное несоответствие материала современности в том, что он очень дорогой и трудоемкий. Зато настоящее кружево гарантирует, что ваша вещь — единственная в своем роде.

Вологодское кружево: особенности и техника плетения, история создания коклюшного кружева

Кружево является одним из самых удивительных творений человеческой фантазии, которое зародилось как вид декоративного украшения тканевых изделий, а со временем обогатило сферу искусства, поразив человека роскошью замысловатых переплетений и ажурных узоров. Не так давно одна из наших статей была посвящена французскому кружеву фриволите, сегодня же мы расскажем вам об одном из видов русского кружева – вологодском кружеве, которое плетут на коклюшках (деревянных палочках).

Вологодское кружево сочетает в себе аристократическое изящество и народную самобытную красоту. Большое влияние на развитие орнаментального искусства кружевоплетения оказали старинные вышивки, орнаменты ткачества, узоры резьбы по дереву. Особенно это касается ажурного кружева «вологодское стекло» или «вологодское окно» с многообразными «паучками» и «снежинками» на сквозном фоне. Нужно отметить, что изначально кружево плели не на коклюшках, а вышивали — нечто на манер современной вышивки-ришелье. Такой вид кружевоплетения бытовал в основном в Вологодском уезде, и именно здесь впоследствии коклюшное кружевоплетение, как промысел развивалось особенно интенсивно. Поэтому немудрено, что за кружевом закрепилось название «вологодское».

Кстати, под названием «вологодское кружево» в былые времена очень часто подразумевали русское кружево вообще. А ведь между тем орловские, тверские и рязанские мастера создавали великолепные работы исключительной красоты, и могли в полной мере оспаривать первенство у Вологды, однако история распорядилась иначе.

История создания вологодского кружева

Слово «кружево» произошло от «окружать» — украшать красивой отделкой края тканевых изделий. Вологодское кружевоплетение зародилось в XVI-XVII веках, а немного позже стало народным промыслом. Ученые считают, что кружевоплетение, как вид рукоделия, берет свое начало во Фландрии, Европе и Италии, откуда его и завезли в Россию иностранные купцы.

Если в основной своей массе русское кружево было цветным или же имело цветную обводку сканью, то вологодское практически всегда было белым. В виде исключения мастерицы изготавливали полностью цветное кружево с металлической сканью. Изначально здесь не было места разнообразию используемых материалов, хотя, со временем мастерицы внесли в свои кружевные узоры кое-какие изменения. Для плетения вологодского кружева использовалась льняная пряжа домашнего изготовления – качественная, но не тонкая. Поэтому вологодские изделия, в отличие от многих заморских, выполненных из чрезвычайно тонких нитей, славились своей прочностью.

Помимо пряжи для изготовления кружева использовали валик или куфтырь, березовые или можжевеловые коклюшки, различные булавки и узор на бумаге или сколок, который придумывали местные мастерицы. В самой Вологде кружевницы плели более сложные кружева: целые предметы гардероба или широкое мерное кружево до 40 см шириной, для создания которого требовалось до 300 пар коклюшек и наличие отменного мастерства.

Многих удивляет, что такой изысканный вид рукоделия, как кружевоплетение зародился именно на севере нашей страны, в Вологде, однако это нетрудно объяснить развитым в тех местах льноводством и наличием торговый путей «север-юг», которые постоянно приносили в жизнь местного населения веяния иноземной моды.

Как промысел вологодское кружевоплетение появилось в начале XIX века – в помещичьих имениях близ Вологды крепостные крестьяне стали выплетать отделки к белью и одежде «как в Европе». В эти времена многие крупные помещичьи усадьбы являлись обладателями кружевных фабрик, которые поставляли свою продукцию во многие крупные города (Москва, Санкт-Петербург и др.). Здесь можно выделить фабрику помещицы Засецкой, находящуюся недалеко от Вологды в селе Ковырино, работники которой выплетали особо тонкое, но при этом прочное кружево. Также можно выделить деревню Чирково, что располагалась напротив Усть-Кубенского района, где мастерицы занимались строчевыми работами – своеобразный гибрид вологодского кружева и вышивки, предположительно возникший из-за того, что к кружевницам случайно попала жить вышивальщица.

Со временем искусство кружевоплетения переселилось в крестьянскую среду и постепенно переросло в разряд народного искусства. Существуют следующие данные: если в Вологодской губернии в 1893 году кружевоплетением занимались 4 тысячи мастериц, то в 1912 году – это было уже 40 тысяч мастериц. В связи с таким стремительным развитием в Вологде в 1928 году была открыта профессиональная школа кружевниц, затем в 1930 году был основан Вологодский кружевной союз, а в 1935 году при Вологодском кружевосоюзе была создана целая художественная лаборатория. Вологодские кружева неоднократно получали высшие награды на различных международных выставках. Кроме того, в Вологде существует музей вологодского кружева, экспозиционная площадь которого составляет 600 кв.м., где представлено более 500 предметов, которые как нельзя лучше расскажут вам об основании и развитии вологодского кружевоплетения.

Основные особенности вологодского кружева

Главной отличительной чертой вологодского кружева является неповторимый крупный узор, вывязываемый толстой сканью (утолщенной нитью) в виде сплошной полотнянки (ленты-полосы полотняного плетения), расположенной на фоне узорчатого плетения. Как правило, скань белая, но в некоторых случаях используют и цветную. Чаще всего мастерицы используют растительный орнамент, но иногда он может иметь вид таких известных предметов, как гребешки, веера или подковки.

Наиболее распространенный характер имеют выразительные формы узоров с основным мотивом пяти — семилепесткового округлого цветка. Такие цветы могут использоваться сами по себе или же украшать раскидистые кусты и могучие деревья. Среди пышных форм фантастически цветущих деревьев и кустов на вологодском кружеве можно часто встретить изображения птиц – сказочных петухов и пав.

Существует два типа вологодского кружева . В первом варианте оно представляет собой кружево без решеток, в котором узоры из полотнянки вплотную примыкают друг к другу, и лишь в нечастых просветах можно увидеть сетку в виде косых диагональных клеток из насновок (небольших овальных или квадратных плотных форм) и плетешков (шнурков).

Второй вариант вологодского кружева, изделия из которого в последние годы особенно популярны, — кружево, в котором прозрачные решетки играют такую же роль, что и плотный орнамент. В таком кружеве органично сочетается густой узор из полотнянки с ажурными решетками из «паучков», плетешков и насновок. Узорные решетки особым образом подчеркивают округлые движения полотнянки-вилюшки, добавляя узору дополнительный декоративный эффект. При этом толстая белая скань, которая введена в полотнянку, еще больше усиливает своеобразный монументальный узор вологодского кружева.

Как изготавливают вологодское кружево

Для плетения вологодского кружева изначально на плотную бумагу (сколок) наносят технический рисунок. Затем сколок закрепляют на мягкой подушке-валике. В старину такие подушечки набивали сеном или опилками. Рисунок на сколок наносится линиями и точками, в которые вертикально втыкают булавки. Вологодское кружево плетут коклюшками, на которые намотаны нитки. Мастерица перебрасывает коклюшки в руках, обвивает булавки нитками, и по мере выполнения рисунка переставляет булавки в другие точки.

По технике плетения вологодское кружево бывает трех основных видов: численное, парное и сцепное.

Численное кружево – самый простой вид вологодского кружева. Оно выполняется без рисунка, техника его изготовления сводится к строгому подсчету нитей. Также при изготовлении численного кружева используют небольшое количество коклюшек, всего до нескольких пар.

Парное (многопарное) вологодское кружево является одним из самых сложных видов кружева, которое плетется по сколку. При его изготовлении используют большое количество коклюшек, порой это число достигает 300 пар.

Сцепное вологодское кружево также плетется по сколку, при этом используется от 6 до 12 пар коклюшек одновременно. Основным элементом сцепного кружева является полотнянка или вилюшка, изгибы которой вырисовывают формы кружевного узора. Основная часть поверхности кружева выглядит, как легкие сквозные решетки. Нужно отметить, что основное отличие сцепного кружева от парного заключается в том, что в парном фон и узор выплетаются одновременно, а в сцепном их сплетают между собой с помощью тамбурного или вязального крючка.

В вологодских кружевах сочетаются шелковые, льняные и металлические нити. В старинных кружевах решетки были довольно простыми и имели вид диагонально пересекающихся под прямым углом нитей. Сегодня же, как отмечает Ремонт позитивный, можно встретить сложноузорные решетки с самыми разнообразными сочетаниями узоров и рисунков, как говорится, на любой вкус.

Вологодское кружево

Купить вологодские кружева

Купить вологодские кружева Вы сможете у нас в интернет магазине ArgNord, мы представляем самый широкий ассортимент кружевных изделий: скатерти и салфетки, стильную одежду, дополнительные аксессуары, и еще многое другое.

Производством кружева в Вологде занимается Вологодская кружевная фирма «Снежинка». Представленный ими ассортимент очень широк и насчитывается свыше 300 наименований: это скатерти и салфетки, разнообразные накидки, панно с различными видами, перчатки, жилеты, косынки и шарфы, покрывала, мерные кружева, занавески и многое другое.

Купить вологодские кружева в нашем интернет магазине не составит Вам не какого труда, для этого необходимо позвонить по указанным номерам или оформить свой заказ на сайте.

Вологодское кружево

Вологодское кружево известно по всему миру своим изяществом, красотой и изысканностью, сложностью плетения и оригинальностью изображенного рисунка. Вологодское кружево заставляет напоминать образовавшиеся на стекле в лютые морозы оригинальные узоры, которые исчезают при первых лучах весеннего солнышка. Или тоненькую паутинку, которая при не большом ветерке порвется. Вологодские кружева символизируют что-то необыкновенно чистое и сиюминутное.

Вологодские кружева описываются как мягко-изогнутые плавные линии рисунка, графически четкие, ритмичные, состоящие из разнообразных геометрических фигур, или форм растительного мотива с преобладаниями гибких веточек с петлеобразными листочками, вытянутыми или круглыми лепестковыми лапчатыми цветами.

Красивые узоры изображенные на изделиях вологодского кружева часто расположены по окружности довольно широкими каймами с заполненной или свободной орнаментом серединой, они распределены по периметру кружевного изделия, затем собираются в полоски различной длины, а также могут быть расположены по всему ажурному фону. Готовые композиции вологодского кружева часто изготовлены из зеркально симметричных мотивов, придающие вологодскому кружеву изысканность, строгость и оригинальность, а главное особую статику.

Вологодское кружево прославилось своим хорошим качеством, достаточно быстро стало популярным по всему миру и множество раз завоевывало высшие награды на различных.

Кружевные хитросплетения в русской глубинке

В ековая история кружева рассказывает, что кружево шьют, вяжут, плетут и даже куют. Русские мастерицы выбрали самый сложный путь — плетение. Коклюшки, валик, бубен, деревянные булавки «спички». Нехитрые приспособления и не оставляющая никаких сомнений кропотливость мастерства. В одном узоре могут переплетаться до ста нитей… В кружевных хитросплетениях разбиралась Наталья Летникова.

Как, например, в вологодском кружеве. В Вологде ремесло зародилось в ХVI веке, а уже спустя три столетия во всех помещичьих усадьбах были свои кружевные «фабрики». Сначала вологодские мастерицы прорисовывали завитушки на бумаге. Эту схему (скол) и плели из нити, перебирая коклюшки. В Вологде отличительная особенность кружева — плотная тесьма узора, так называемая велюшка, а любимый орнамент — снежинка с белой опушкой.

В ХVIII веке кружево пришло в Елец. Тонкие и ажурные нитяные паутинки. Елецкое кружево со своим характером: растительный и геометрический узор выполняют в основном сеткой. Любимый орнамент — «елецкий край» и «шашки», «пустушка» и «сливочки». К началу ХIХ столетия елецкое кружево по объемам занимало первое место в России, а в 1873 году изящные салфетки и скатерти покорили изысканную Вену.

Вятские, или кукарские, кружева известны уже более двух столетий. В конце ХIХ века в слободе Кукарка под Вяткой была открыта земская школа кружевниц, где преподавали ученицы Мариинской школы из Петербурга. На вятских кружевах порхали бабочки и распускались пышные цветы в окружении ромбов и зигзагов. Вдохновляли мастериц природные мотивы и даже звон коклюшек. Те, что из березы и вереса, звучат особенно мелодично.

Единственное в мире цветное коклюшечное — михайловское кружево. Плетут разноцветные узоры по устоявшимся традициям в Рязанской губернии, в старинном городке Михайлове. Главный цвет — красный, его разбавляют желтые, зеленые, голубые и даже черные узоры. «Бубенцы», «городки», «павлинки» окаймляют праздничные костюмы, рушники и скатерти. До сих пор плетут мастерицы по памяти и считают нити во время работы.

Слабо беленый лен с золотой нитью — визитная карточка галицкого кружева Костромской губернии. Изысканными мотивами в стиле рококо зашифрованы птицы-павы, двуглавые орлы, трилистники. Кружевницы из Галича плели для парадных случаев и наравне с незамысловатыми шелковыми полосками отдавали предпочтение светским сюжетам. На тонкой основе прогуливались дамы и кавалеры. Расцвет промысла пришелся на ХVIII век.

Калязинскому кружеву пошло уже шестое столетие. Золото, серебро, шелк, жемчуг и даже пух. В узоры вплеталось буквально все, что было под рукой. «Пройдите днем или вечером по Заволжской монастырской части города — и вы услышите звон коклюшек», — писали путешественники в ХIХ веке. Плело все женское население по 16 часов в сутки, но после революции промысел пришел в упадок, и сохраняют ремесло лишь усилиями энтузиастов.

Белёвское кружево зародилось в монастырских стенах. Монахини Белёва Тульской губернии плели мерное кружево из золотой и серебряной нити для знатных особ и священников. Светские нотки в ремесло привнесли крепостные. Замкнутый орнамент из тесемок, квадратов, «паучков» и «змеек», но уже из льняных и хлопчатобумажных, стал неплохим доходом. Кокетки — накидки и косыночки — главный ассортимент белёвских кружевниц.

Старинное название захожского, или киришского, кружева — галунцы. Традиционное ремесло Ленинградской области. Восемь деревень, окруженных лесами. Места, именуемые «захожи»: гостей дожидались нечасто. Это пошло на благо промыслу — сохранило от влияния городских мотивов. В Киришах кружева плели поверх уже готового узора, часто без схем (сколков) — от себя. И для себя: изделия не продавали, откладывали как приданое и дарили.

Балахнинское кружево родом из Нижнего Новгорода. Мастерицы подошли к работе технически: в ХVIII веке изучили орнаменты французских и бельгийских кружев и создали собственный «балахонский манер». Черные, кремовые или белые цветы, листья, плоды и визитная карточка — балахонская роза. Узоры символизировали любовь и рай на земле. «Балахна кружавничает» и по сей день, но это уже не промысел, а женское рукоделие.

Промысел по помещичьему велению. В ХVIII веке помещица из Мценска Протасова пригласила двух бельгийских кружевниц для обучения девушек с местной мануфактуры. Так появилось самое крупное кружевное производство — 1200 мастериц. Плели для царского двора. Лицо мценского кружева — геометрические мотивы. Сегодня ремесло развивается вполне благополучно: до сих пор работает школа кружевниц и промысел не забыт.

Вологодское кружево. XX век

Кружевные промыслы начали угасать в конце XIX века. Основным фактором угасания стало машинное производство тканей, трикотажа, а затем и кружев, которые начали выпускать километрами. Удешевление машинных кружев привело к нерентабельности ручного производства, и кружевоплетение стало постепенно превращаться в удел немногих художниц, знающих секреты кружевных работ.

Вторым фактором, ударившим по кружевному делу, стали исторические реалии революций, великих строек, войн, выживания, которые не оставляли времени и сил на декор и художественные изыски в повседневности. Эстетические предпочтения советской молодежи, склонные к масштабности и прямолинейности, а также идейная борьба с мещанством и мелко-буржуазным мышлением привели к тому, что кружева воспринимались неоднозначно, подчас становясь показателем отсталости деревенского населения в сравнении с городскими жителями. Быт советского человека был лишён кружевных подзоров, полотенец с кружевными полосами, носовых платков с изящными оплётками и всех прочих красивых вещей, благодаря которым деревенский быт начала XX века был куда как художественнее, красивее и эстетически богаче, нежели простое бытие середины столетия, проходившее в рабочих бараках, общежитиях, коммуналках, тесных квартирках.

Впрочем, вологодские кружевницы, как и множество других художников прикладных промыслов, в послереволюционное время искали новые сюжеты и образы, которые позволили бы их изделиям стать частью новой истории страны. Главной задачей кружевниц и художниц Вологды в то время было создание новых орнаментов и форм кружевных изделий. Впервые в искусстве кружевоплетения появились изображения трактора, самолета, парашюта, гербов советских республик.
В отличие от многих других промыслов, вологодский центр кружевоплетения не превратил своё существование, а нашёл определённую нишу, в которой сохранился и развился, сумев пронести свои секреты через все испытания и невзгоды.


О.Лаврова. Край «Самолеты и звезды». 1938 год.
Вологда.
Государственный Русский музей


Край «Парашюты и звезды». 1938 год.
Вологда.
Государственный Русский музей

Коллекция советского вологодского кружева в Русском музее включает уникальные произведения 1930-х гг. Она сложилась благодаря давним связям музея с прославленным промыслом. Произведения 1930-х гг. — это небольшие салфетки и неширокие кружевные полосы с зубцами, иногда с фигурным верхним краем. Они отличаются не только своеобразием решения темы, но и миниатюрностью узоров, условностью и обобщенностью рисунка и тонкостью плетения. Эти произведения отражают первый значительный этап в развитии советского кружева.


А.Г.Оболенская. Дорожка «Клевер». 1940 год.
Вологда.
Государственный Русский музей

Дорожка «Клевер» А.Г. Оболенской замечательный образец развития растительного орнамента. Впервые в кружеве появились образы определенных растений: пушистые головки и трилистники клевера, густо покрывающие поле дорожки, напоминают цветущий луг.


М.Н.Груничева. Покрывало. 1947 год.
Вологда.
Государственный Русский музей


М.Н.Груничева. Покрывало. Фрагмент — угловой элемент. 1947 год.
Вологда.
Государственный Русский музей

Большой вклад в развитие вологодского кружева в 1940 — 1950-е гг. внесла М.Н.Груничева. В собрании музея хранится лишь одно ее произведение — огромное покрывало, но оно ярко раскрывает особенности индивидуальной манеры художницы. Крупный орнамент из тугих завитков как бы составляет фигурную раму для широкого поля ажурного фона. Художница достигает выразительности кружева благодаря контрасту прозрачных решеток и густой насыщенной каймы. Истоки творчества М.Н. Груничевой — богатые традиции старинных местных кружев с четким рисунком, прихотливым движением вилюшки и уравновешенностью композиции.


В.Н.Ельфина. Панно «Поющее дерево». 1978 год.
Вологда.
Государственный Русский музей

Новый этап в развитии вологодского кружевоплетения представляет панно «Поющее дерево», выполненное в 1978 г. В.Н.Ельфиной. Раскидистое дерево с птицами на ветвях узорным силуэтом вырисовывается на серебристом фоне. У каждой птицы свой облик, свой характер. Птицы и деревья — древние мотивы народного искусства. В работе Ельфиной традиционная тема могучей, вечно живой природы обрела новое, прочувствованное художником нашего времени выражение.
Однако нельзя не заметить, что уже в 1970-х годах вологодское кружево превратилось в узкий раздел декоративно-прикладного творчества, произведения которого предназначались примущественно для демонстрации на выставках. Сложные сюжетные панно, художественные композиции, масштабные кружевные картины возвели вологодское кружево в ранг высокого искусства, которое, тем не менее, было практически забыто в повседневном обиходе.

Литература:
М.А.Сорокина. Кружево. — В кн. Русское народное искусство в собрании Государственного Русского музея. Л., Художник РСФСР, 1984.

Вологодское кружево: народный промысел

Название известного на весь мир вологодского кружева пошло от уезда, мастерицы которого сформировали особый тип плетения и характерные, легко узнаваемые мотивы. Изначально кружево плелось в качестве декоративных элементов и оторочек для платьев и постельного белья, после из него стали изготавливать отдельные элементы одежды и домашнего текстиля для столичных модниц. В годы войны мастерицы Вологодской области плели кружево для английской знати. Неоднократно изделия русских мастериц получали высшие похвалы, признания и награды. Способствовали этому уникальные рисунки, техники и качество самих изделий.

История вологодского кружева

(«Пыльник» для плетения)

Впервые кружево начали плести на территории Европы. Носившие его представители европейской знати задали модный тон и остальным странам. Докатилась эта мода и до России. Наиболее активно выплетали кружево на территории Вологодской области. Вначале это было подражанием европейским мотивам, которые предпочитали владельцы поместий, но постепенно у мастериц начали вырабатываться собственные мотивы кружевного полотна.

Появилась особая техника, которая за счет получаемого выразительного и фактурного рисунка стала известна на весь мир. Новый способ плетения был изобретен Анфией Брянцевой, которая впоследствии обучила данному ремеслу несколько сотен мастериц.

Вначале XIX века на территории все того же Вологодского уезда была основана фабрика по плетению кружева. Активно занимались данным видом промысла и на дому. К середине столетия число мастериц, плетущих вологодское кружево, составило порядка 40 тысяч человек.

Производство расширялось, и мастера дела появлялись и в других уездах, но мотивы изделий немного отличались. Заметить подобные тонкие нюансы могут только профессионалы.

Элементы промысла

Традиционные изделия, которые плетут в технике Вологодского кружева – это:

Первые образцы вологодского кружева были сплетены из льняных нитей, отбеленных либо суровых. Впоследствии их заменили на более тонкие, хлопковые. Сегодня к ним могут добавляться примеси из синтетических нитей, которые придают кружеву эластичность.

Для нарядного и праздничного кружева в ажурные ленты вплетались нити золотистого либо серебристого цвета.

Техника выполнения

Вологодское кружево плетется также, как и классические кружевные элементы. Для их изготовления берется множество коклюшек с намотанными на них нитями. Число деревянных инструментов может достигать 60 единиц.

Рабочий рисунок с узором в натуральную величину крепится к вращающемуся куфтырю. На набитый тканевый барабан накалываются иголки и уже после мастерицы приступают к непосредственному плетению мотивов.

Отличительная особенность вологодского кружева – это наличие плетеного фона и ленточного рисунка. Последний смотрится как одна широкая линия и является основным изображением на кружеве. Изделия, плетеные в данной технике получаются фактурными и напоминают полотна гипюра, только лучшего качества.

Вологодское кружево — история, известные мастера и произведения

То ли тонкий морозный узор,
То ли ветер над полем пшеницы…
Удивляют весь мир до сих пор
Рукодельем своим кружевницы.

Наталия Борисова

«Женским замышлением» называли в старину на Руси кружевоплетение. И самые затейливые замыслы рождались у вологодских мастериц. Из века в век создавалась история промысла, руками кружевниц выплеталась его судьба, его красота… Сегодня вологодское кружево не нуждается в особом представлении: его любят, им восхищаются. Кружевные произведения покоряют красотой ажурных переплетений, лёгким ритмичным узором, воплощением поэтических образов. Вологда была и остаётся центром кружевоплетения — «столицей русского кружева».

Для многих талантливых людей вологодская земля стала второй родиной, местом, где проявились и утвердились они как творческие личности. Одной из них была и Виктория Ельфина (1930–1998) — заслуженный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии имени . Она родилась в посёлке Кузьминки Московской области. В 1952 году закончила Московское училище им. и, получив диплом художника народных промыслов по кружевному производству, по распределению приехала на Вологодчину. С тех пор Виктория Николаевна уже не мыслила себя вне вологодского промысла, да и кружевную Вологду уже невозможно представить без произведений этого выдающего мастера.

Виктория Николаевна Ельфина (1930–1998) — Заслуженный художник РСФСР, Лауреат Государственной премии им.

К числу лучших произведений Виктории Ельфиной бесспорно относят знаменитую кружевную скатерть «Снежинка» (рис. 1959 г.). Четыре месяца трудилась Ельфина над техническим рисунком будущего кружевного изделия, да ещё два месяца 25 кружевниц выплетали небывалую по тем временам трёхметровую в диаметре льняную скатерть. А сколько узоров перебрала, сколько снежинок разглядела, прежде чем из десятков созданных рисунков выбрала один единственный, тот самый «морозный узор»?

Скатерть «Снежинка» (рис. 1959 г.). Автор — . Лён отбелённый, коклюшечное кружево, сцепная техника плетения, d — 300 см. Из собрания Вологодского государственного

И, действительно, скатерть эта будто соткана из множества разнообразных по рисунку снежинок. Глядишь на неё, и, кажется, мороз разгулялся, снежный, пушистый. Сама природа отбелённого льна, получившего название «северного шёлка», напоминает об удивительной северной чистоте снега. Недаром в языке существует образное выражение кружева — «застывшие краски северной зимы», а на ум приходят такие поэтические строки: «Нитка с ниткою сплетается, кажется, сама зима выплетает вологодские, как снежинки, кружева…» (Лариса Моисеенко).

Фрагмент кружевной скатерти «Снежинка»

Эта скатерть восхищала тысячи людей в самых разных городах мира — на представительных выставках в Генуе (Италия), Познани (Польша), Измире (Турция), Дамаске (Сирия), Утрехте (Нидерланды), Монреале (Канада), Париже (Франция), Пловдиве (Болгария), Спокане (США), Осаке (Япония). 13 (!) точных копий знаменитой «Снежинки», выполненные в разные годы под заказ, хранятся сегодня в крупнейших музеях страны и мира.

Скатерть «Снежинка» в главной экспозиции Музея кружева. Вологда

Вологодский государственный — один из счастливых обладателей уникальной «Снежинки», ставшей поистине драгоценной жемчужиной главной экспозиции Музея кружева, открывшегося в ноябре 2010 года в Вологде. Каждый год туристы со всего мира спешат посетить музей и познакомиться с богатой историей промысла, услышать мелодичный перезвон коклюшек и открыть для себя «кружевную сказку Вологды», воочию увидеть непревзойдённую красоту вологодского кружева, символом которой была и остаётся «Снежинка» — «нетающий иней» вологодского кружева…

Музей кружева в Вологде

Луиза Селянина
научный сотрудник отдела выставок и экспозиций Музея кружева

Музей кружева
Адрес: г. Вологда, Кремлёвская пл., 12
Режим работы: с 10.00 до 17.00, выходные дни — понедельник, вторник
Заказ экскурсий: , lacemuseum@mail.ru
Сайт Вологодского государственного : https://www.vologdamuseum.ru/

Друзья, поделитесь материалом в социальных сетях:

Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
Также можно использовать свой аккаунт в социальных сетях:

Ссылка на основную публикацию