Русская народная рубаха для мужчин за пару дней

Русская мужская рубаха — основа национального костюма

Русский национальный костюм для мужчины состоял из подпоясанной рубахи, которая носилась навыпуск, и портов (штанов). Русские рубахи были абсолютно одного покроя и у знати, и у крестьян. О том, что из себя представлял основной элемент русского гардероба, мы расскажем в этом материале.

Рубаха была основой гардероба как для мужчин, так и для женщин, вне зависимости от благосостояния, социального статуса, семейного положения и региона Российской империи. Первая рубашка появлялась у младенца сразу после рождения: первую пеленку мальчику делали из рубахи отца, девочке — из рубахи матери.

Первые детские рубашки также старались шить из рубах родителей. Славяне считали, что так энергия предков передастся малышам и защитит их. До определенного возраста одежда мальчиков и девочек выглядела одинаково и представляла собой длинную косоворотку. На трехлетие дети получали свою первую рубаху из новой ткани.

М. Громыко. Мир русской деревни

По сути косоворотка представляла собой два соединенных полотнища — на груди и на спине, которые соединялись на плечах двумя текстильными четырехугольниками. Этот универсальный крой использовали и для дорогих горничных рубах, и для повседневных крестьянских рубах. Разница была лишь в ткани, из которой шили изделия.

В традиционные мужские рубахи вшивали подмышками квадратные ластовицы для того, чтобы готовое изделие не стесняло движений. Кроме того, по бокам вшивали треугольные клинья. Длина рукава была разной — в зависимости от назначения готового изделия.

Русская косоворотка, вид спереди и сзади

Воротника либо не было вообще, либо он был стоячим — круглым или четырехугольным. Чтобы он держал форму, под ткань зашивали берестяную или кожаную основу. Разрез на груди был либо по центру, либо сбоку (косоворотка). Застегивался он на пуговицу или завязывался тесемками.

Некоторые истории считают, что рубахи с косой застежкой стали носить из-за того, что в прямой разрез выпадал нательный крестик на веревочке или цепочке.

Русский крестьянин носил рубаху в качестве верхней одежды, богатые люди и представители высших сословий — в качестве нижней. Князья и бояре дома надевали особую шелковый рубаху — горничную.

Русские рубахи как правило были домоткаными, поэтому были естественных цветов хлопка, льна и т.д. С распространением текстильных мануфактур и фабрик, а также ростом доступности красителей, русские стали носить рубахи разных цветов — белые, синие, красные.

Главное украшение рубахи — вышивки, которые пускали по вороту, нижнему краю изделия, и концам рукавов. Эти места украшались неслучайно. Традиция украшать вышивками одежду вышивками именно в этих местах восходит к дохристианским славянским верованиям. Наши предки считали, что через отверстия в одежде к человеку могут проникнуть злые духи и навредить ему. Кроме того, через главное отверстие — горловину — улетает душа, когда человек умирает.

Славяне верили, что обереги, вышитые в виде орнаментов на одежде, защитят владельца от сглаза, болезни, несчастного случая и помешают душе улететь. Каждый элемент вышивки носил глубокое символическое значение. И хотя изначальный смысл украшений сейчас потерян, некоторые из этих элементов используются до сих пор.

Мастерская Ангел создает разнообразные рубахи для мужчин и мальчиков в русском народном стиле. Рубахи из габардина, креп-сатина и хлопка будут служить по несколько десятилетий, если за ними бережно ухаживать. В каталоге представлены изделия с напечатанным на ткани рисунком, а также с декоративными вставками из платковой ткани с павловопосадским узором, парчи, яркого креп-сатина, многие рубахи декорированы цветной тесьмой и вышивкой.

Русские, славянские рубахи

3 800 руб 3 800 руб

4 200 руб 4 200 руб

5 800 руб 5 800 руб

4 300 руб 4 300 руб

5 800 руб 5 800 руб

3 500 руб 3 500 руб

4 100 руб 4 100 руб

8 500 руб 9 400 руб 8 500 руб

4 700 руб 4 700 руб

4 700 руб 4 700 руб

5 800 руб 5 800 руб

3 400 руб 3 400 руб

5 400 руб 5 400 руб

4 400 руб 4 400 руб

4 200 руб 4 200 руб

3 300 руб 3 900 руб 3 300 руб

3 300 руб 3 900 руб 3 300 руб

4 100 руб 4 100 руб

4 700 руб 4 700 руб

7 200 руб 7 200 руб

5 900 руб 5 900 руб

5 400 руб 5 400 руб

5 700 руб 5 700 руб

5 200 руб 5 200 руб

4 400 руб 4 400 руб

5 400 руб 5 400 руб

6 500 руб 6 500 руб

4 100 руб 4 100 руб

5 400 руб 5 400 руб

4 700 руб 4 700 руб

5 400 руб 5 400 руб

56 000 руб 56 000 руб

5 400 руб 5 400 руб

4 400 руб 4 400 руб

5 800 руб 5 800 руб

9 700 руб 9 700 руб

6 800 руб 6 800 руб

6 500 руб 6 500 руб

5 800 руб 5 800 руб

3 900 руб 3 900 руб

Русские славянские рубахи

Русские рубахи, которые издревле называли славянскими, являются одним из многочисленных символов, идентифицирующих нас как народность, как единое братство людей, разделённых сегодня границами разных стран.

Славянские рубахи дарят только положительную энергетику, и демонстрируют настоящую сплоченность всего великого русского народа. В них заложены и основы мужественности, и искренности, и подлинной самобытности. И всё это достигается не только за счёт легкоузнаваемого стиля покроя, но ещё и за счёт особых орнаментов, подчёркивающих силу носящего их человека и его Бога и Рода, защищающих его от невзгод, врагов и болезней.

Истинно – в таких рубахах заключена великая сила русского Духа!

Русские рубахи — возвращение к истокам Рода

Любая вещь концентрирует в себя энергию её владельца, а потому с её помощью можно делать многое. Немудрено, что в этой связи по отношению к русской нательной рубахе применяли такое выражение, как «пришлась к телу».

Наши пращуры очень трепетно относились к тому, что носили в качестве одежды и к различным аксессуарам (поясам, очельям, оберегам), изготовляя их порой индивидуально под каждого члена семьи. Делалось это с целью надёжной защиты и придания силы и здоровья хозяину вещей, Родовой защиты. Не зря говорили наши предки о тех, кто находился под защитой Рода о том, что он «родился в рубахе», и обязательно первое пеленание новорождённого делали именно в рубаху его отца. Это способствовало передачи отчей энергии, и было полным признанием Чада своим потомком.

Любые обряды, связанные с ритуалами или празднествами, всегда проводились только в славянских русских рубахах, которые часто опоясывались. Именно в эти дни люди ощущали как никогда силу и энергию Нави, Яви и Прави. И потому на всех рубахах делались всегда орнаменты, несущие функцию оберегов. Из уст в уста передавались ранее предания о том, как вороги, превосходившие числом русских воинов, только увидев вышитые на их рубахах узоры, предпочитали бежать с поля боя, чем сражаться с теми, кто находится под защитой древних богов и Рода.

Покупайте русские рубахи со славянскими мотивами на нашем сервисе, ведь все наши товары сделаны не просто для создания какого-то исторического антуража. Наши рукодельницы всё делают с душой, с полным проникновением в историю наших пращуров, и потому наша одежда предназначена для каждодневного ношения. Лён и хлопок – основа славянской одежды, и мы реализуем использование этих материалов в сочетании с этническим стилем славянской вышивки, которая может вызывать только восторженные возгласы тех, кто её носит и окружающих их людей.

Заказывайте у нас настоящие славянские, русские рубахи, представленные в широком ассортименте.

  • Рубахи женские, которые являются продолжением вашего Рода, с великолепной вышивкой, либо печатью Чиров. Также можно заказать женские славянские рубахи с орнаментами Берегинь и Рожениц, которые являются символами изобилия и плодородия Земли Русской;
  • Рубахи мужские со славянскими вышивками и нашивками, печатями Сварога и Перуна – символы защитников Отечества, прославляющие Русь. Также можно заказать мужские славянские рубахи с вышивкой Коло и Алатыря, которые обеспечивают успех их владельцам в благих начинаниях;
  • Рубахи детские, которые приобщают чад к истинной Вере их пращуров, облагороженные различными славянскими орнаментами Рода, печатями Берегинь и Матушки Макоши, а также с изображениями древних богов. Детские славянские рубахи сформируют достойного Потомка, которому не будут чужды семейные традиции его Рода.

Наш интернет-магазин «Велес» представляется продукцию самого широкого ассортимента, ориентированную на славян, чтящих свой Род, своих древних богов. Кроме того, мы являемся и информационными сайтом, на страницах которого можно найти не только уже готовые мужские, женские и детские русские рубахи, облагороженные славянской символикой и образами, но и сделать индивидуальный заказ. Индивидуальный подход к каждому клиенту – это наш девиз, которому мы неукоснительно следуем, предлагая широкий ассортимент фасонов, узоров, размеров и материалов нашей продукции.

Делая разную одежду, мы в первую очередь делаем это с душой, поэтому наши славянские рубахи помогают вернуться к Родным Истокам!

«Велес» Славянский интернет-магазин © Лѣта 7518 от С.М.З.Х. — продажа славянской одежды, аксессуаров, оберегов, оружия, кумиров, книг, картин, изделий из кожи .
Весь ассортимент

Мужской русский народный костюм

Русские национальные костюмы мужчин и женщин хорошо изучены, начиная с XVI – XVII вв. Основные материалы – хлопок и лён, реже использовался шёлк (последний был привилегией знати – бояр). Он формировался на основе древнерусских традиций с некоторым византийским, польским и западноевропейским влиянием (последнее связано с эпохой Петра Первого).

Цветовая гамма костюма русских мужчин всех сословий включала оттенки белого, красного и синего цветов. Рубахи допускалось украшать вышивкой. Наиболее распространённый орнамент – солярная (солнечная) символика — коловраты и круги (это связано с отголосками древнерусской языческой эпохи).

Основные детали русского народного костюма молодцев:

Мужские головные уборы

Раньше мужчины носили тафьи – особые круглые шапочки (их старались не снимать даже в церкви, хотя митрополит Филипп осуждал это). Поверх тафей можно было надевать шапки из разных материалов, в зависимости от социального статуса человека: у простых людей были популярны войлок, сукманина и поярок, а богатые предпочитали бархат или тонкое сукно.

Многие мужчины носили треухи – особые шапки, у которых были три лопасти. Также у обоих полов на Руси были популярны горлатные шапки – высокие, обшитые мехом, а в верхней части – парчой или бархатом.

Сугубо мужской головной убор – шляпа-мурмолка (у неё плоская бархатная или алтабасовая тулья и меховой отворот).

Русская народная мужская рубаха

Основной материал для пошива русских рубах – шёлк (у богатых) или хлопчатобумажные ткани (у низших сословий). Раньше в районе подмышек у русских рубах были ластовицы квадратной формы, а по бокам – клинья-теругольники. Назначение рубахи (для работы и повседневной жизни, для выхода в свет и т. д.) определяло длину рукавов (в районе кистей рук они сужались). Наиболее распространённый вариант ворота – стойка. Если он присутствовал, то застёгивался на пуговицу. Вырез с пуговицами мог находиться либо слева (особенность косоворотки), либо посередине.

Штаны русского народного костюма

Обычные русские народные штаны – это порты и гачи. Такие штаны можно было заправлять в сапоги или в «портянки»-онучи, которые носили вместо носков с лаптями.

Русские народные мужские сапоги

Сапоги на Руси были трёх видов:

  • ичиги – лёгкий вариант (у них был мягкий носок и жёсткий задник);
  • чёботы — сафьяновые, бархатные или атласные сапоги с укороченными голенищами;
  • валенки – зимние сапоги, сделанные из войлока (их носят и сейчас).

Русская народная рубаха для мужчин за пару дней

Русский костюм. Мужская одежда.

Нет, други мои! Я не забыла вас, просто весна и начало лета выдались ну очень нервные, а потом я в отпуск ушла, а после отпуска понадобилось ещё месяц — в себя прийти. Но я всегда помнила о том, что серию очерков в сообществе надо закончить. И потому продолжаю. Итак, сегодня разговор о мужской одежде.
Мужской костюм, в отличие от женского, на всей территории России был, практически одинаковым и состоял из рубахи, портов, обуви, головного убора и пояса.

Это женщинам вечно надо выпендриться, а мужчин, в первую очередь, во все времена интересовала практичность и удобство. «Первым делом — самолёты!»

Богато украшалась только праздничная одежда, да ещё молодые мужчины и неженатые парни могли наряжаться в яркие расшитые рубашки. Они же могли носить многочисленные украшения — яркие ленты на шляпах, шейные платки, браслеты, цепочки. В Курской губернии молодые мужики и холостые парни из богатых семей носили серебряные браслеты, называвшиеся «бугак» — признак достатка. Взрослые солидные мужчины и старики одевались куда скромнее. Праздничная одежда отличалась от повсдневной только качеством материала — её могли шить из более дорогих покупных тканей, а не из домотканины.

Мужская рубаха, как правило, имела туникообразный покрой. Её шили из одной точи холста, перегнутой по утку, в центре прорезали отверстие для головы и делали разрез. В бока могли вставлять клинья, или прямые куски ткани для расширения подола. Классическая мужская рубашка — котоворотка с разрезом на левую сторону. Но могли быть и рубахи с разрезом справа, или посередине. Рубахи с разрезом справа бытовали в среднем поволжье, в местах контакта русских с коренными народами Поволжья и Приуралья — мордвой, марийцами, удмуртами. У них, как раз бытовали рубахи с разрезом справа. Рубахи с разрезом по центру бытовали в некоторых южных губерниях — в местах расселения казачества и смешанного русско-украинского, или русско-белорусского населения. Этот тип рубах считался наиболее архаичным.

Ворот был невысоким — 1-2 см и застёгивался на одну пуговицу. В местах бытования смешанного русско-украинского и русско-белорусского населения бытовали рубахи с прямым вырезом, с поликами, пришитыми по утку, или по основе и с отложным воротником. Такие рубахи были известны и западным славянам — чехам и полякам.

В местах проживания казачьего населения и в Воронежской губ. были известны рубахи без ворота — «голошейки» с вырезом по центру. Они бытовали в местах, где был распространён комплекс с глухой панёвой и рубахой, расшитой чёрным узором.

Неженатым парням и молодым мужчинам рубахи шили выше колен, зрелым мужчинам и старикам — ниже колен. Но в некоторых губерниях молодёжь — и парни, и девушки, могли до вступления в брак ходить в одних длинных рубахах. Штаны парень получал только женившись. Это вызывало протесты церкви и образованной части населения — помещиков и сельской интиллигенции — фельдшеров, учителей. В литературе такие случаи тоже описаны. В повести В. Липатникова «Наш маленький Париж» — о жизни Кубанского казачества до революции, старый казак, бывший конвоец Его Императорского Величества Конвоя Лука Костогрыз вспоминает, что до свадьбы он носил длинную рубаху до пят и без штанов, а штаны ему дали только в день венчания. На утро после свадьбы новобрачный попытался опять одеться так, как привык — в одну рубаху, но отец сказал ему :»Нет. Раз женился — надо в штанах ходить!»

А вообще — первые штаны мальчики получали обычно в 6-7 лет — после первого причастия. Штаны состояли из двух узких штанин — колош, или порточин, которые кроили из двух перегнутых по основе точ холста и двух ромбовидных вставок-ластовиц в шагу.

На бёдрах штаны поддерживались тесёмкой-гашником. Отсюда и выражение: «держать в загашнике». Карманы — явление болеее позднее. Впрочем — в некоторых местах мужчины могли привешивать к поясу небольшой карман для мелочи. Вся одежда шилась, в большинстве мест, в основном из тканей собственного изготовления — из льняного, или конопляного холста и понитчины — так называлась смесовая ткань, у которой основа была льняная, или конопляная, а уток из шерсти.

Впрочем, в тех местах, где были широко распространены отхожие промыслы и ремёсла, где население располагало свободными деньгами — в Поволжье, на Севере и в Петербургской губ. домотканая одежда уже к середине XIX века вышла из употребления. Её носили только нищие, бурлаки и, иногда, староверы. Иногда у стариков одежда из домотканины служила погребальной.

В тех местах, где русские не являлись коренным населением и контактировали с местными народами — в Сибири, на Урале, в Поволжье — были широкие заимствования из одежды местных народов. Но в основном это касалось рабочей и промысловой одежды. Так у народов Севера и Сибири русскими были позаимствованы охотничий жилет-лузан, малица, совик, доха и обувь — торбаза, унты. В местах контактирования с тюркскими народами и народами Кавказа в русский мужской костюм вошли штаны-шаровары и бешмет, ставший у кубанских казаков форменной одеждой. Бешмет так же назывался «черкеской».

Согласно представлениям русских — мужчине принадлежал весь внешний мир, а женщине — весь домашний мир. В Вологодской области бытовала, и до сих пор бытует пословица, что «от хозяина должно пахнуть ветром, а от хозяйки — дымом».

Поэтому мужским местом в избе всегда считалась лавка у входа — «коник». На фото — группа крестьян-«коновалов». Моих коллег))) Коновал — так раньше звали ветеринарного врача, должен был иметь специальную бляху — знак, что ему дозволено заниматься его ремеслом и сумку с инструментами.

Костюм охотника. Архангельская губ. Кожаные штаны и жилет-лузан.

К середине XIX века в крестьянский костюм стали входить заимствования из городской одежды. Это было вызвано развитием капиталистических отношений, отходничества, массовым отъездом мужчин на заработки в города.

Ещё одним важным элементом крестьянского костюма был пояс. «Без пояса ходить — грех» — говорили крестьяне. До сих пор в русском языке существует выражение «распоясаться». Это значит — перейти всякие границы приличия.
Рубаху русские мужчины носили навыпуск поверх штанов и подпоясывали. Пояс что мужчины, что женщины, обязательно завязывали под левую руку. На поясе висели карман для мелочи, кошелёк, ключи, предметы личной гигиены — гребешок и копоушка — палочка для чистки ушей.

Пояса были тканые, или вязаные, в начале ХХ века пояс всё чаще заменялся обычным ремнём. Поясу придавалось сакральное значение. Его считали оберегом, девушка дна свадьбе одаривала гостей поясами. Нередко таких поясов надо было заготовить около сотни! Особенный пояс она дарила жениху. нередко на поясах — особенно это было у старообрядцев распространено — ткались имена и слова молитв, цитаты из Писания.

Старообрядцы надевали младенцу пояс при крещении. Его носили прямо на тело и не снимали всю жизнь.
Считалось, что без пояса христианскую душу не пустят в рай. Хотя саму погребальную одежду не подпоясывали, она была лишена застёжек.

Обувь была обычно кожаная, но широко были распространены и лапти. По некоторым сведениям — лапти носили ещё в 50-начале 60-х гг ХХ века. Надевали их обычно на сенокос, или в лес за ягодами. Служила такая обувь недолго — недели 2-3. Способов плетения было несколько, но основных было два — прямое, или «русское» плетение — такие лапти плели без различия на правую и левую ногу и «косое», или мордовское. Такие лапти бытовали в Поволжье, в местах контакта русских с коренными поволжскими народами — мордвой, удмуртами и так далее. Косые лапти плелись уже на каждую ногу отдельно и были прочнее «прямых». Кстати — лапти обувь очень гигиеничная! Наши крестьяне не знали, что такое грибок на ногах! Кроме лаптей была широко распространена кожаная обувь. Она была или самая простая — «моршни» — это обувь типа постол, известных украинцам, белорусам и прибалтийским народам, или кроеная — сапоги, бахилы, бродни. Последние два вида считались промысловой обувью. Сапоги шились обычно из кожи молодых телят. Самыми лучшими считались «опойковые» — на них шла кожа молочных телят первого месяца жизни. Подошва делалась из нескольких слоёв толстой свиной кожи. «Для форсу» многие молодые парни и мужики заказывали сапоги «со скрипом». Для этого в подошву между слоями кожи подкладывалась береста.

Продолжение следует.

Шьем русскую рубаху

Рясная Наталья Валерьевна

Мужская рубаха для праздников на Руси была традиционным нарядом, сшитым из натурального шелка в бежевом оттенке, украшена по нижнему краю вышивкой и шелковым поясом. Мы также попытаемся воссоздать такую модель из тех же материалов.

Отличительная черта мужской народной рубахи – это узкие боковые клинья, но в современном варианте их нет. Старинные рубахи шились длинными и широкими, но со временем их стали делать короче и уже. Сегодня русские народные рубахи часто используют на концертных выступлениях, массовых гуляниях как неотъемлемый элемент русского стиля и духа. Да и в повседневной жизни мы иногда сталкиваемся с русским стилем в мужском образе. Сшить рубаху для мужчины в русском народном стиле не сложно.


За основу берем плотную ткань из шелка шириной 57 см. Подоплеку шьем из тонкой шелковой материи. Рубаха предназначена на 48 размер при росте около 165 см. Необходимый размер шелка, при учете припусков на швы, равен 160 см (данная длина центрального полотна), для подоплеки нужен материал с габаритами 60*60 см.

Элементы выкройки:
• Из основной ткани: центральное полотно (1 шт.), боковой клин к передней части (2 шт.), боковой клин к задней части (2 шт.), рукав (2 шт.), ластовица в виде треугольника (4 шт.), ворот (1 шт.), планка (1 шт.);
• Из тонкой шелковой ткани – подоплека (1 шт.).


Процесс работы:
1. выполняем раскрой элементов, при этом необходимо учитывать припуски и направление долевой нити.
2. прострачиваем все клинья сбоку к центральному полотну.
3. прострачиваем ластовицы к деталям рукава.
4. после все вместе прострачиваем к центральному полотну.
5. окантовываем нижний край рукавов.
6. непрерывной строчкой прошиваем швы на боках и низ рукавов.
7. вышиваем на нижнем крае рубахи.
8. тем же методом, что и пестрядинной рубашке, прострачиваем подоплеку.
9. делаем вырез горловины, выполняем разрез и прострачиваем планку и ворот, на которых сделали вышивку заранее. Ворот рекомендуем соединить с хлопчатобумажной тканью, для поддержки формы.
10. на воротнике и планке делаем петли и прикрепляем пуговки.
11. проглаживаем и прострачиваем по нижнему краю подол рубахи и рукава.

Итак, наша мужская рубаха готова!

Народный костюм красив и богат, он несет определенный сильных русский дух вместе с красотой русской души.

Самые интересные факты о мужском русском народном костюме

Испокон веков мы, как жители России, чтим наши корни, своих предков. Соотечественники имели собственный гардероб, стиль, обычаи, устои и понятия. В этой статье хотелось бы получше познакомиться с русским народным мужским костюмом, описание которого заинтересует и, порой, даже удивит.

Итак, национальное одеяние состоит из шести главных элементов: рубаха, штаны, пояс, головной убор, сапоги и верхняя одежда. Рассмотрим каждый из них по отдельности.

Лен, как и сейчас, был ценен. Поэтому льняное полотно, наряду с сукном и шелком очень часто использовались для сшивания костюма. Для знати применяли материалы дороже, которые почти всегда были привозные. Например, среди них выделялись парча, шёлк, атлас и бархат.

Все носили рубахи: и стар, и млад. Выкройка была одинаковой. Эти наряды отличались друг от друга качеством и вышивкой. По последней можно понять, к какому сословию принадлежит человек. Кстати, вы знали, что существовало три вида: для работы, для обряда и для праздника. Последние отличались пестростью и красочностью.

Один из примеров ниже на фото:

Такая одежда сама по себе была с очень длинными рукавами, бывало, что они закрывали даже пальцы и немного колени.

Интересный факт: рубаху не заправляли в штаны.

Они изготавливались из шерсти или холщовой ткани. Как правило, были укороченными и облегающими, так как заправлялись в сапоги или обвязывались в онучи. Но существуют случаи, когда русские молодцы надевали не “стандартные”, а шаровары. По цвету, по словам исследователей, они были однотонными (синими) и с белой полоской. К штанам привязывался пояс, и к нему удальцы цепляли всякие мелочи.

Согласно исследованиям, использовался для привязки чего-либо. Как известно, этими мелочами являлись мешочек с табаком или кошелек. Он так же украшался вышивкой. Юноши повязывали пояс по талии, а старики, в отличие от них, под животом.

На картинке ниже изображен этот элемент одежды:

Головной убор

В 18 веке русскому народу предстала новая шапка – науруз, которая была “альтернативой” привычному тогда колпаку. Но всё же отличия имелись — бережные и маленькие отвороты.

В принципе, уборов было множество. В холодное время года мужики ходили в ушанках, а осенью, летом и весной соломенные шляпы, грешевики, картузы. Как уже стало очевидно, народ любил украсить одеяния, и головные уборы не стали исключением. Обычно они декорировались лентами, цветами, реже – бисером.

На то время существовало три разновидности: ичиги, чеботы и знаменитые валенки. У первых мягкий носок и жесткий задник. Они были распространены у казаков. Чёботы же отличались коротким голенищем. Известно, что они были бархатными или атласными.

Вы можете обратить внимание на фото ниже:

Верхняя одежда

Зачастую поверх рубахи надевали зипун. Для крестьян же существовал всем известный армяк, название которого, по догадкам ученых, произошло от слова “Армения”. Так же еще один интересный факт: у человека из богатой семьи верхняя одежда была украшена меховыми воротниками, если же наоборот — нищая, то ворот был стойким и высоким, так как именно такой лучше защищал от холода.

Заключение

Теперь, подходя к концу этой публикации, хотим озвучить, еще пару интересных моментов. Дело в том, что одежда могла не только показать то, обеспеченный ли человек, и к какому сословию он принадлежит, но и то, где он обитал. Например, на фотографии ниже, вы можете видеть жителя Воронежской губернии.

И еще один факт. При правлении Петра Первого для русской традиционной одежды были тяжелые времена, потому что император в погоне за европейскими ценностями запретил боярам иметь в гардеробе подобные костюмы. Однако, немного позже, Екатерина Вторая все же возродила моду на исконно русские наряды. И это продолжалось вплоть до 20 века.

Из видеоролика вы узнаете о истории мужского народного костюма.

Изучение истории предков – увлекательное и полезное путешествие, в которое мы приглашаем. На страницах сайта «7 Культур» вы найдете еще много интересных фактов из истории народов, населяющих нашу родину — Россию.

Русская рубаха

Не нужно считать русский стиль уделом прошлых веков. Вышивка, крупные бусы, кружево ручной работы, меховой жилет, расписной платок, сапоги с крупными цветами, а главное — русская рубаха актуальны как никогда.

Одежда в национальном стиле — один из главных трендов!

Русская женская народная рубаха сейчас в тренде

Престижные бренды все чаще в своих коллекциях используют элементы славянской атрибутики. Русский стиль индивидуален и неповторим, поэтому способен дополнить любой модный образ. Фольклорная одежда интерпретирована на современный лад, поэтому они совсем не похожи на старинные кокошники или шубу из овчины.

Известные модные дома все чаще обращаются к стилю «а-ля рюс»

Если меховые жилеты с декоративной с вышивкой бисером, сарафаны с традиционным для русского стиля орнаментом, сапоги с колоритной аппликаций изменены в соответствии с модными течениями, то фасон и исполнение древней рубахи остается неизменным. Считается, чем больше она похожа на оригинал — тем актуальнее.



Понятно, что сегодня предпочтение рубашки в русском стиле продиктовано модой. Однако много веков назад этот предмет гардероба считался святыней для любого крестьянина.

Во-первых, в отцовскую рубаху заворачивали новорожденного, чтобы защитить от сглаза и порчи недоброжелателей. Она встречала человека в этот мир, сопровождала всю жизнь и провожала.

Во-вторых, считалось, что от рубашки напрямую зависит судьба человека. Если ее продать, то счастье и удача навсегда покинет прежнего хозяина наряда.

Национальная одежда играла роль оберега

В былые времена вещи наделяли магическими свойствами, которые способны изменить ход жизненных событий. Сегодня же одежду рассматривают только в качестве защиты тела от внешних факторов, а также предмета украшения и престижа. Современная мода подразумевает сложные выкройки и незаурядные модели. А с пошивом древнерусской рубахи все намного проще.

Русская народная рубаха: выкройки и правила шитья

Национальная одежда переживает в наши дни повторное рождение, поэтому отечественные и европейские модники не прочь пополнить ею свой гардероб. В магазинах часто встречаются такие рубахи, но если умеете держать иголку в руках, то попробуйте самостоятельно сшить декоративную одежду в русском стиле. Льняная рубашка с вышивкой и кружевами будет вашим достоянием и гордостью, так как вещи ручной работы имеют особую ценность и энергетику.

Такую одежду как русская мужская рубаха несложно сшить самостоятельно

Мужские и женские модели шьются по одному принципу, но для представительниц прекрасного пола изделие необходимо делать длиннее.

Этапы пошива рубахи для мужчины:

  1. Берем три метра льняной ткани и предназначенную для этого материала нить.
  2. Правила снятия мерок: длина — расстояние от плеча до середины бедра; ширина — от плеча до плеча с прибавлением десяти сантиметров.
  3. Цельную ткань складываем пополам и отрезаем необходимую длину. Изгиб поможет определить центр изделия, то есть горловину. Для этого по сгибу по передней части делаем размер около десяти сантиметров.
  4. Выкройка рукавов: замеряем сверху диаметр бицепса и приплюсовываем пять сантиметров, а снизу определяем обхват запястья и добавляем к нему пять сантиметров. Выкройки ластовиц 45х45 сантиметров необходимы для вставок под мышки. Мужские клинья — 50х35 сантиметров, а женские — 80х50 сантиметров.
  5. Непосредственный процесс шиться заключается в том, чтобы сшить рукава, вшить в них ластовицы, а затем уже пришить рукава непосредственно к рубахе. После этого осторожно обрезаем горловину и обрабатываем все края.
  6. Мужская русская рубаха готова. Осталось декорировать ее вышивкой.

Крой мужской рубахи в русском стиле

Одежда в русском стиле — это тренд, поэтому не упустите возможность обзавестись красивой и практичной вещью под старину. А фольклорная рубаха, которая сделана своими руками, станет не только украшением собственного образа, но и отличным подарком любимому человеку.

Автор: Анна Негря

Видео русская народная рубаха

Древнейшей, самой любимой и распространённой нательной одеждой древних славян была рубаха. Языковеды пишут, что её название происходит от корня «руб» – «кусок, отрез, обрывок ткани» – и родственно слову «рубить», имевшему когда-то ещё и значение «резать». Надо думать, история славянской рубахи действительно началась в глубине веков с простого куска ткани, перегнутого пополам, снабжённого отверстием для головы и скреплённого поясом. Потом спинку и передок стали сшивать, добавили рукава.

Учёные называют такой покрой «туникообразным» и утверждают, что он был примерно одинаковым для всех слоёв населения, менялся только материал и характер отделки. Простой народ носил в основном рубахи из льняного полотна, для зимы иногда шили их из «цатры» – ткани из козьего пуха. Богатые, знатные люди могли позволить себе рубахи из привозного шёлка, а не позже ХIII века из Азии начала поступать и хлопчатобумажная ткань. Как уже говорилось, на Руси её называли «зендень».


Женская рубаха.
Воронежская губерния. Конец XIX века

Другим названием рубахи в русском языке было «сорочка», «сорочица», «срачица». Это очень старое слово, родственное древнеисландскому «серк» и англосаксонскому «сьорк» через общие индоевропейские корни. Некоторые исследователи усматривают разницу между рубахой и сорочкой. Длинная рубаха, пишут они, делалась из более грубой и толстой материи, тогда как короткая и лёгкая сорочка – из более тонкой и мягкой. Так постепенно она и превратилась в собственно бельё («сорочка», «чехол»), а верхнюю рубаху стали именовать «кошулей», «навершником». Но это тоже произошло позже, в ХIII веке.


Мужская рубаха.
Тверская губерния. Конец XIX века

Мужская рубаха древних славян была примерно по колено длиной. Её всегда подпоясывали, при этом поддёргивая, так что получалось нечто вроде мешка для необходимых предметов. Учёные пишут, что рубахи горожан были несколько короче крестьянских. Женские рубахи кроились обычно до полу (по мнению некоторых авторов, отсюда и происходит «подол»). Их тоже обязательно подпоясывали, при этом нижний край чаще всего оказывался посередине икры. Иногда, во время работы, рубахи подтягивали и по колено.

Славянские рубахи — носить или не носить?

Можете ли вы вот так, навскидку, сказать, из какого материала одежду вы носите? Скорее всего, много добавления синтетики. Хотя это очень важный пункт по выбору собственной одежды. Радует, что в наши дни одежда из натуральных тканей становится все популярнее, а это значит, что мы возвращаемся к природе. Русские народные рубахи делались исключительно из льна. Льняная одежда — рубахи, штаны и сарафаны – вот и вся прелесть славянской моды. Но что нам мешает сегодня следовать этим прекрасным, пришедшим из старины одеждам?

Льняная рубаха прямо с поля!

Издревле славилась русская одежда, особенно русская народная рубаха , своей красотой и практичностью. Ведь лен, из которого шили рубахи и сарафаны, обладал несколькими чудесными свойствами. И плотный, и не тяжелый, и летом не жарко, и зимой к телу приятен.

Льняная рубаха, сарафан, на босу ногу сандалии, поверх головы повязан платок, теплый, свежий ветерок, мягкое солнышко… Ну что может быть прекраснее? Льняная одежда может стать незаменимой вещью гардероба каждого современного человека! Свойства льняной ткани сами расскажут вам о том, почему одежду из этого природного материала так полезно и приятно носить.

Лен – хорошо дышащая ткань, поэтому спокойно пропускает влагу и также спокойно высушивает ее. Рубашку из льна, более часто использующуюся вещь гардероба, можно стирать много-много раз – благодаря стойкости и прочности льняной ткани, она не подведет своего хозяина. Рубашка из льна отлично подойдет для летней носки, потому что такая ткань не теряет своего натурального цвета, не желтеет, не стареет, не выглядит залежалой как из бабушкиного сундука, а становится еще более приятной.

К тому же, лен обладает не только высокопрочными качествами, но и защитными. Лен вдвое прочнее хлопка и вчетверо крепче шерсти. Как природный материал, льну присущи бактерицидные свойства, которые защищают кожу человека от вредных воздействий. Поверхность льна твердая и гладкая, поэтому человеческое тело ощущает при носке приятное и освежающее действие.

Еще издавна известно, то русские народные рубахи хороши не только летом, но и зимой. В слишком жаркую погоду льняная рубаха охлаждает, а в холодную – согревает. Эта чудесная ткань и изделия из нее хорошо стираются, чем только радует своего хозяина.

Почему ценили лен в старину

В древности ко льну относились бережно, с трепетом даже, ценили его за уникальные свойства чистоты и защиты, поэтому очень уважительно относились к человеку, который носил рубахи из льна.

Самая главная особенность льна — его натуральность и естественность. Об этом не устают повторять все мастера, что изготавливают одежду изо льна. В старину даже приписывали обереговые свойства этому материалу – на рубахах и сарафанах широко использовалась народная обережная вышивка. Она передавалась из поколения в поколение, тем самым сохраняя нужную энергетику для защиты.

Так, молодым новобрачным стелили постель именно из льняной ткани, чтобы никакие недуги к ним не привязывались, чтобы счастливо жить им в дальнейшем. Новорожденных принимали именно на льняное полотенце, чтобы здоровеньким ребеночек рос. А храбрым и мужественным воинам раны перевязывали только льняным кусочком материи — считалось, что так все боли утихнут и раны быстрее затянутся.

А еще множество примет со льном было связано. Верили, что если положить в обувь несколько семян льняного растения, то такая обувь прослужит хозяину долгое время. А если зашить несколько семян в одежду, то можно уберечься от порчи и наговоров.

Лен способен пробудить в человеке сосредоточенность, размеренность, спокойствие. Актуальность льняной защиты необходима нам как раз сейчас, во времена неврозов и стрессов.

Ко всему прочему лен помимо своих природных свойств дарит нежность, комфорт, чистоту не только телу, но и душевному состоянию. Вот стоит только подумать, какая красивая и правильная ткань окутывает ваше тело! Этот материал поистине дарит человеку ощущение спокойствия и умиротворения, ведь как природный материал лен обладает собственной, мягкой, но сильной энергетикой.

Конечно, любая мода никогда не стоит на месте, но лен по праву занимает свое почетное место в славянских модных акцентах.

Годится ли льняная славянская рубаха на праздник?

Есть вещи, которые выглядят празднично, а есть — которые можно одевать повседневно, и чаще всего — это разные вещи. Но только не льняная рубаха!

В повседневности русская народная рубаха будет полезна как чистая, прочная, экологичная одежда, дарующая уют и радость. А вот праздничную роль льняным рубашкам помогают выполнять красивые, оригинальные, славянские узоры! А благородная, природная примятость натурального льна придает одежде еще более привлекательный вид.

Ничто не сможет украсить вас так, как русская народная рубаха со славянской вышивкой. Между прочим, изо льна шьют и превосходные вечерние наряды. В нашем случае к рубахе из натурального льна предлагается сарафан из такого же материала. К тому же, славянская льняная рубаха – долговечный, приятный, безошибочный подарок близкому человеку или другу!

Тем более, что в наши дни льняная народная рубаха по праву становится хитом продаж. И все просто здесь — ценится такой товар сегодня за качество, комфорт, удивительные свойства ткани, стильность. Льняная рубаха — необходимый элемент безупречного вкуса как мужчины, так и женщины!

Как определить натуральность льна?

На Руси не было необходимости определять натуральность льна, потому что и не было никаких синтетических примесей в нем, как сейчас. К сожалению, сегодня зачастую можно столкнуться с подделкой и низким качеством этой благородной ткани. Сейчас расскажу вам, как определить натуральный лен.

На ощупь это должна быть прохладная, гладкая ткань. На вид — обязательно природных цветов. Так, оттенки светло-коричневой коры, слоновой кости и несколько оттенков прохладного серого цвета означает, что в ткани совершенно нет красителей и примесей.

Натуральный лен должен хорошо мяться в руках. Его примятость обязательно должна быть видна невооруженным глазом. Есть, конечно, еще один способ проверки натуральности льна, но используют его крайне редко. Нужно поджечь льняную ниточку и смотреть — если остается пепел и комочек, значит, перед вами искусственная ткань, если же остался один пепел — значит лен натуральный.

Стирать льняную одежду лучше вручную, если нет специальной программы на стиральной машине. При отжимании нельзя выкручивать, чтобы не повредить волокна ткани. А гладить такую вещь лучше влажной, чтобы ткань была более послушной. Лен переносит достаточно высокую температуру при глажке, но лучше не рисковать и поставить на утюге щадящий режим. Гладить начинаем с самых мелких деталей — пуговичек, сборок, вышивок!

Сам факт того, что ткань лен такая древняя и существует порядка 9000 лет, уже вызывает нескончаемое уважение и преданность.

Как все-таки славно, что одежда изо льна продолжает радовать нас и сегодня — русские народные рубахи, сарафаны, полотенца и другие изделия рассказывают нам ту древнюю историю, когда натуральный лен был самой модной тканью!

Сегодня мы все можем создать эту славянскую моду вновь, проявляя интерес к родной истории и выбирая себе русские рубахи из натурального льна.

Читайте нашу следующую статью «Как подобрать оберег? Какой оберег подойдет мальчику или девочке», перейдя по этой ссылке.

Интересное чтиво для Вас:

Cтатья которая поможет правильно выбрать и купить обереги .

Еще Вы можете узнать подробности изготовления славянских поясов

и увидеть как можно одеться современно в славянском стиле !

Виртуальный музей

«Каждый народ — золотой фонд России»

  • Главная
  • /
  • Народы России
  • / Национальный русский мужской костюм

Национальный русский мужской костюм

Национальный русский мужской костюм состоял из рубахи-косоворотки с невысокой стойкой или без нее и нешироких штанов (порты) из холста или крашенины. Рубаху из белого или цветного холста носили поверх штанов и подпоясывали ремнем или длинным шерстяным кушаком. Декоративное решение косоворотки — вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине. Вышивка часто сочеталась со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало конструкцию рубахи (долевые швы переда и спинки, ластовицы, обшивка горловины, линия соединения рукава с проймой).

Порты шились из полосатого холста с преобладанием синих, серых и белых цветов. Их шили узкими, плотно облегающими ноги, без карманов, завязывали их на поясе шнурком или верёвкой («гашником»). Бытовали и широкие штаны (шаровары). Шили их из домотканины, окрашенной в синий цвет. Материалом могла служить и пестрядь в полоску синюю с белым. Пояса, или как их чаще называли «поясья», у парней обычно были длиннее и шире, чем у женатых мужчин. До того, как в моду вошли карманы, к поясу привешивали гребешок и кисет. Поверх рубахи парни и богатые молодые мужчины носили суконные, плисовые (сшитые, изготовленные из плиса), нанковые (нанка — хлопчатобумажная ткань из толстой пряжи, обычно жёлтого цвета) или полубархатные жилеты с атласной, сатиновой или коленкоровой спинкой (коленкор — гладкокрашеная хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения). Следует отметить, что силуэт мужского крестьянского костюма, в отличие от женского, не скрывал, а подчеркивал место членения фигуры. Молодые мужчины обычно опоясывались по талии, а пожилые, чтобы подчеркнуть дородность и солидность — под животом. Пояс играл существенную роль при совершении различных обрядов, например на свадьбах — ими соединяли руки молодых.

Типы верхней одежды были обычно единообразны для мужчин и женщин. Шили ее, в зависимости от сезона, из холста, сукна домашнего изготовления или меха. Летом, весной и осенью, отправляясь в дальнюю дорогу, надевали кафтаны. Шили кафтан из домотканого сукна, обычно темно-коричневого цвета. Воротник у кафтана и зипуна делался невысоким, стоячим. Отмечено бытование кафтанов с отложным шалевым воротником. Рукав прямой, без обшлага, несколько суженый книзу. Обычно до пояса кафтан шился на холщовой подкладке, с прорезными карманами. Кафтан застегивался на крючки с левой стороны и подпоясывался кушаком, из какой-нибудь ткани, большей частью цветной — красной или синей. Праздничные кафтаны отделывались по краю правой полы, углу подола, клапанам карманов цветной тесьмой, полосками кумача, бархата, пуговицами, вышивкой цветными нитями. Зимой верхней одеждой служили овчинные шубы, тулупы и полушубки, сшитые, как правило, мехом внутрь. Шубы шили из дубленных овчин, окрашенных в желтый и черный цвет. Кроились шубы и полушубки точно так же, как и кафтаны. Более зажиточные крестьяне покрывали их тканями, и они назывались «суконные шубы». Шуба шилась в талию, со сборами, с небольшим стоячим воротником, с застежками на левой стороне. Богатые крестьяне имели шубы с большим количеством сборов сзади. Их называли «борчатки». Полы и грудь таких шуб обычно украшались вышивкой, оторачивались сафьяном или дорогим мехом. Шуба без покрытия ткани называлась «нагольная».

Полушубки с длинными рукавами, обычно целиком закрывали ладони рук. Застёгивались на застёжки и подпоясывались широким поясом или кушаком, за который при работе и переездах затыкались рукавицы, топор, кнутовище. Шубы шили портные мужчины, которые ходили по деревне от дома к дому. Весной и осенью, когда отправлялись в дорогу на лошади, обычно надевали чапан или азям — халатообразную одежду без застежек, с огромным отложным воротником. Некоторые чапаны застегивались у ворота на одну пуговицу. Зимой чапаны надевали на шубу, полушубок, а иногда на тулуп. Термин «чапан» имел широкое распространение. Шили чапаны из очень плотного и толстого домотканого сукна, выкрашенного в темно-коричневый цвет, на холщовой подкладке. Кроили чапаны обычно из 4 прямых полос ткани: между ними по бокам вставляли по одному — два клина, доходящим до пройм. Чапан в состав русской одежды вошел под воздействием соседних тюркских народов. Такого же покроя как чапан, были тулупы из овчины. Мужчины надевали тулупы в дальнюю дорогу, при перевозке зимой сена с лугов, дров из леса.

Головные уборы

На коротко остриженной голове обычно носили тафьи, в XVI веке не снимавшиеся даже в церкви, несмотря на порицания митрополита Филиппа. Тафья́ — маленькая круглая шапочка. Поверх тафьи надевали шапки: у простонародья — из войлока, поярка, сукманины, у людей богатых — из тонкого сукна и бархата.

Кроме шапок в виде клобуков, носились треухи, мурмолки и горлатные шапки. Треухи — шапки с тремя лопастями — носились мужчинами и женщинами, причем у последних из-под треуха обычно виднелись подзатыльники, унизанные жемчугом. Мурмолки — высокие шапки с плоской, на голове расширявшейся тульёй из бархата или парчи, с меловой лопастью в виде отворотов. Шапки горлатные делались вышиной в локоть, кверху шире, а к голове уже; они обшивались лисьим, куньим или собольим мехом от горла, откуда их название.

Ссылка на основную публикацию