Построение выкройки основы платья

Построение основы

Что такое основа или базовая выкройка
Это выкройка с вытачками, без модельных линий: подрезов, рельефов, кокеток, складок. Говоря простым языком, это макет из ткани, облегающий вашу фигуру.
Нужно учесть, для какого изделия строится основа. Построение для верхней одежды и лёгкого платья отличается прибавками на свободу облегания СО. В каждой методике на прибавки обращается особое внимание, и этот раздел в книге необходимо тщательно изучить и понять.

Во всех ниже приведённых методиках используются методы построения одежды, рассмотренные в статье»‘Методы конструирования одежды».
Самый сложный вопрос: определиться, по какой из них лучше начать построение.
Готовых рецептов нет, можно лишь дать общие рекомендации по методикам и специальной литературе. В статье «Книги по шитью» есть отзывы профессионалов и любителей шитья.
Мы приготовили для вас дополнительно обзор по другим методикам.

Методика Галлии Злачевской
В большинстве методик конструирования идут по пути классификации фигур, предлагая для изучения 9 и более типажей. Для каждого случая предлагаются свои рекомендации по построению конструкций, применению прибавок и внесению изменений в крой в связи с особенностями фигуры.
В методике Г. Злачевской построение ведется сразу на индивидуальную фигуру.
Особенность методики — наличие, наряду с привычными, «глубинных» мерок — отклонение выпуклых точек (груди, лопаток, бедер..) от талии по горизонтали и вертикали.
Сложностей в снятии этих мерок не больше, чем при измерении фигуры по любой другой методике. Необходимо лишь с большой тщательностью изготовить измерительный инструмент — линейку Злачевской. И научиться максимально точно измерять все мерки фигуры.

Первая и основная задача для начинающего — используя мерки, научиться конструировать выкройку-основу, плотно сидящую на фигуре. Такая основа покажет наглядно величину растворов вытачек, а также направление и количество рельефов для достижения полного облегания.
Далее, правильно используя прибавки на свободное облегание, можно заняться моделированием подходящей для данной фигуры модели.
Ознакомиться с построением поясных изделий по этой методике и получить более полную информацию о ней можно в статьях Крой по Злачевской

Построение «Il Modellismo».
Два года назад итальянцы выпустили книгу «Il Modellismo». В ней конструирование для женщин, мужчин и детей.
Методика отличается относительной простотой построения, малым количеством снимаемых мерок, в сравнении с методикой Галии Злачевской, но есть сложности с определением прибавок на свободу облегания — СО.
Нужно хорошо прочувствовать грань, до которой можно увеличивать — уменьшать ту или иную прибавку. Не факт, что первая же отшитая вами вещь будет идеальной. Брюки по этой методике и для мужчин и для женщин уже отшивались. Результат порадовал(фото на текстовых ссылках, открываются в дополнительном окне по клику левой кнопкой мыши!)
Если ваша фигура имеет небольшие отклонения от стандартных мерок, методика для вас.
Для очень нестандартных фигур использовать её не рекомендуется.
Книга на итальянском языке: «Дамы» — часть1 (21.7 Мб) , часть2 (0.7 Мб) , часть3 (0.6 Мб) .
«Мужские брюки» (15.4 Мб) .
«Детское» (10.7 Мб) .
Переводы на русский язык: снятие мерок и построение некоторых моделей из книги одним файлом можно скачать (2.3 Мб).

Построение по японской методике.
Довольно простая методика, понятное снятие мерок, их не много, и принцип построения тоже весьма прост. Единственное, что стоит учитывать при выборе этой методики, это её авторов.
Не секрет, что телосложение японок очень отличается от нашего. Если вы сухопары, спортивны, подтянуты, то первый способ построения основы по этой методике — «в облипочку», вам весьма подойдёт.
Есть построение и свободного силуэта всего по 3 -м меркам.
Построив основу, размоделировать её можно тоже по японской методике.
Приемы моделирования: Книга Nakamichi Tomoko «Pattern Magic»
Начав с простого чертежа можно совершенствоваться до высот моделирования.
Ознакомиться с методикой можно в теме форума «Японский мастер-класс»

Построение по Лин Жак (французская техника кроя)
Незамысловатое построение и весьма доступно для понимания, слегка смущает следующее:
прибавки на СО очень влияют на конечный результат;
весьма приблизительно определяется наклон плеча;
раствор грудной вытачки определяется по таблице (постоянная величина для каждого размера), а не методом построения.

Следует учитывать: своё начало методика берёт в первой половине 20 — го века. И лиф по этой методике «сидит» вполне хорошо, что может быть использовано теми, кто увлечён стилем «нью-лук».
Моделирование, размещённое в книге весьма красивое и интересное. Кстати, c этой методики начинал John Galliano.

Построение по „М Мюллер и сын» .
Методика более сложная для освоения, чем итальянская и японская.
В ней предложено построение, как на условно — типовую фигуру для массового производства, так и на индивидуальную — в индпошиве. При построении основы на индивидуальную фигуру могут быть использованы:
расчетные величины, если фигура близка к условно — типовой;
индивидуальные мерки, если отклонения значительные.
Наличие отклонений от условно — типовой фигуры выявляет контроль расчета вспомогательных размерных признаков.
Большое внимание уделяется графическому изменению основы на фигуры с различными отклонениями от условно — типовой.

Изложение материала системы последовательное, от простого к сложному.
Система сочетает в себе несложное для восприятия новичком построение, минимум готовых табличных величин и огромное количество современного материала по моделированию. Содержание уроков кроя по Мюллеру в журнале «Ателье»
Подробнее с отзывами на методику, возникающими в процессе ее освоения трудностями, можно познакомиться в теме форума:
«Основа и моделирование по Мюллеру, советы освоивших методику»

Построение по книге Т.А. Росляковой и варианты построений от Murzilka
в книге Т.А. Росляковой «Школа шитья» творчески применены разработки ЦОТШЛ для создания одежды индивидуального назначения. Ее рекомендации оценили портнихи, имеющие дело с нестандартными фигурами клиентов. Для построения основы вам будет достаточно материалов:
Построение выкройки платья 1.9 Мб
Конструирование изделий на нестандартные фигуры 0.4 Мб

Murzilka (участник форума «Клуба любителей шитья. Сезон») предприняла попытку развить подходы к конструированию для нестандартных фигур, используя наработки Т.А. Росляковой и некоторые «глубинные» мерки методики Злачевской. С материалами можно ознакомиться:
Снятие мерок. Построение основы на 7 типов фигур (Рослякова+Злачевская+Murzilka) 0.54 Мб.
«Murzilka-Рослякова-Злачевская. Теория изменения для нестандартной фигуры!»

Авторская школа «ЛЮБАКС» под руководством Аксеновой разработала методику, в основу которой положены так называемые «нормы».
Построение базируется на «норме бедер» (Nб) — это 20 — я часть обхвата бёдер и на «норме роста», которая находится по таблице.
Для освоения этой методики, желательно посетить курсы или воспользоваться руководством того, кто хорошо знаком с ней.
В процессе обучения (самостоятельно или на курсах), должен развиться глазомер, который весьма пригодится для овладения этой методикой.
Отзывы можно посмотреть в теме «Метод кроя „Любакс“»

Инженерные (не стандартные) методы построения основы.
Стремление получить идеальную основу подталкивает форумчан к экспериментам. Простым, не хитрым способом, две подруги, собравшись попить чайку, соорудили из полиэтилена и клейкой ленты, «облипочку», потом фломастером нарисовали на ней вытачки и швы, разрезали, и основа готова.
Метод «Кыбаб» — один из инженерных методов построения.

В результате построения по любой методике, у вас должна получиться выкройка основы на свою фигуру. После этого можно приступить к её моделированию в соответствии с выбранным фасоном.

Можно скачать книги по построению основы:
из раздела — «Создание одежды»

Построение выкройки основы платья

Как сделать выкройку платья по своим меркам

Этот пост адресован в первую очередь Ирине — iryn_a

Но думаю, он будет интересен всем, кто шьет или только собирается шить одежду, а особенно девушкам с нестандартной фигурой, на которых вещи, сшитые по выкройкам Бурды сидят, мягко говоря, не идеально.

Прочитав этот пост вы сможете самостоятельно сделать выкройку основы платья по своим меркам.

Испульзуя эту основную выкройку в дальнейшем вы сможете моделировать любые платья на свой вкус. Но об этом мы поговорим позднее.

Предлагаемый чертеж относится к 1960 году ( взят из книги Домоводство 1960 г.). И это не случайно. Я очень люблю моду того времени — 1950-1960-х годов и считаю данное построение выкройки классическим и самым правильным. В это время платья идеально сидят по фигуре — талия находится на своем естественном месте, плечи также естественны ( без подплечиков), пройма не занижена. Именно так делали выкройки наши мамы. Давайте сделаем ее и мы.

После построения чертежа, желательно раскроить выкройку из бязи или другой ткани, которую не жалко (кроме тканей типа стрейч), сделав прибавку на швы чуть больше обычного — 2,5 — 3 см., сметать и сделать примерку. Затем изменения и уточнения внести в бумажную выкройку. Советую обратить особое внимание на линию бедер., здесь предлагается разместить ее на 18 см ниже линии талии. Вероятно, в зависимости от роста, данная цифра потребует коррекции.

Если у вас возникнут трудности при построении выкройки, я готова ответить на ваши вопросы.
Рекомендую для удобства распечатать данную иллюстрацию и текст.

Построение выкройки платья (основа)
(Для примера взят 48 размер)

Для построения чертежа выкройки основы женского платья необходимо снять следующие мерки.

Построение чертежа выкройки

Вычерчивают прямоугольник ABCД.

Ширина платья. Линии прямоугольника AB и ДC равны 52 см (полуокружность груди по мерке плюс 4 сантиметра для всех размеров):
48+4=52

Длина платья. Линии AД и BC равны 100 см (длине платья по мерке)

Глубина проймы. От точки А вниз откладывают 20 см и ставят точку Г (1/3 полуокружности груди по мерке плюс 4 сантиметра для всех размеров):
48:3+4=20
От точки Г проводят вправо линию до пересечения с линией ВС и точку пересечения обозначают буквой Г1.

Линия талии. От точки А вниз откладывают 38 см (длину спины до талии по мерке) и ставят точку Т. От точки Т вправо проводят линию до пересечения с линией ВС. Точку пересечения обозначают буквой Т1.

Линия бедер. От точки Т вниз откладывают 18 см и ставят точку Л, от которой вправо проводят линию до пересечения с линией ВС. Точку пересечения обозначают точкой Л1.

Ширина спины. От точки Г вправо откладывают 18,5 см и ставят точку Г2 (1/3 полуокружности груди по мерке плюс 2,5 сантиметра для всех размеров):
48:3+2,5=18,5
От точки Г2 проводят вверх линию до пересечения с линией АВ и точку пересечения обозначают буквой П.

Ширина проймы. От точки Г2 вправо откладывают 12 см и ставят точку Г3 (1/4 полуокружности груди по мерке):
48:4=12

Подъем полочки. От точки Г1 вверх откладывают 24,5 см и ставят точку Ш (1/2 полуокружности груди по мерке плюс 0,5 см для всех размеров):
48:2+0,5=24,5
От точки Г3 вверх также откладывают 24,5 см и ставят точку П1, а точку пересечения с линией АВ обозначают буквой П2.
Точки П1 и Ш соединяют.

Линия бока. От точки Г2 вправо откладывают 3 см и ставят точку Г4 (1/4 ширины проймы):
12:4=3
От точки Г4 опускают вниз линию до пересечения с линией ДС, пересечение ее с линией ТТ1 обозначают буквой Т2, а пересечение с линией ЛЛ1 — буквой Л2.

Вспомогательные точки плеча и проймы. Линии ПГ2 И П2Г3 делят на четыре равные части.

Вырез горловины. От точки А вправо откладывают 6,5 см (1/3 полуокружности шеи по мерке плюс 0,5 см для всех размеров):
18:3+0,5=6,5
От точки 6,5 вверх откладывают 1,5 см. От точки 1,5 вверх откладывют 1 см. Точки А и 1 соединяют вогнутой линией.

Наклон плеча. От точки П вниз откладывают 2 см.

Линия плеча. От точки 1,5 (горловина) через точку 2 (наклон плеча) проводят линию плеча длиной 14 см (длина плеча по мерке плюс 1 см для всех размеров):
13+1=14
Точку 1 (горловина) соединяют с линией плеча.

Линия проймы. Линии ПГ2 и П2Г3 удлиняют вниз на 1 см. Точки 1 соединяют От точки 1, разделяя угол пополам, откладыват 3 см. Линию проймы проводят через точки 14, среднюю точку деления линии ПГ2 , точки 3 и Г4.

Боковой шов. От точки Т2 влево откладывают 2 см и ставт точку Т3. Линию бокового шва проводят через точки Г4, Т3 и Л2 и далее до пересечения с линие ДС.

Вытачка по линии талии. Расстояние ГГ2 делят пополам, от точки деления влево откладвают 1 см и затем вниз опускают пунктирную линию до пересечения с линией ЛЛ1. Затем от точки 1 вниз откладывают 5-6 см, а от точки пересечения линии бедер вверх — 3 см. От точки пересечения линии талии вправо и влево откладывают по 1,5 см, которые соединяют с точками 5-6 и 3.

Вырез горловины. От точки Ш влево откладывают 6,5 см и ставят точку Ш1 (1/3 полуокружности шеи по мерке плюс 0,5 см для всех размеров):
18:3+0,5=6,5
От точки Ш вниз откладывают 7,5 см (1/3 полуокружности шеи по мерке плюс 1,5 см для всех размеров)
18:3+1,5=7,5
Точки Ш1 и 7,5 соединяют пунктирной линией, делят ее пополам и от точки Ш через точку деления пунктирной линии откладывают 6,5 см. Точки Ш1, 6,5 и 7,5 соединяют вогнутой линией.

Длина плеча от выреза горловины до нагрудной вытачки. От точки Ш1 влево откладывают 4 см и от этой точки вниз откладывают 1 см. Точки Ш1 и 1 соединяют. От точки Г1 влево откладывают 9,5 см (вырез горловины плюс длина плеча до нагрудной вытачки минус 1 см):
6,5+4-1=9,5
Точки 9,5 и 1 соединяют.

Нагрудная вытачка. Правую линию вытачки от точки 1 до точки 9,5 делят пополам и от точки деления влево откладывают 4 см (полуокружность груди по мерке минус полуокружность над грудью по мерке):
48-44=4
Левую линию вытачки проводят от точки 9,5 через точку 4 длиной, равной правой линии вытачки, и ставят точку П3.

Длина плеча от нагрудной вытачки до проймы. Точку П3 соединяют пунктирной линией с верхней точкой деления линии ПГ2 (спины). Затем от точки п3 по пунктирной линии влево откладывают 9 см (длина плеча по мерке минус 4 см — длина плеча от выреза горловины до нагрудной вытачки):
13-4=9
Точку 9 и нижнюю точку деления линии П2Г3 соединяют пунктирной линией. От точки 9 по пунтирной линии вниз откладываю 2 см. Точки 2 и П3 соединяют.

Линия проймы. Пунктирную линию от точки 2 до нижней точки деления линии П2Г3 делят пополам и от точки деления вправо откладывают 1см. От точки 1, разделяя угол пополам, откладывают 2 см. Линию проймы проводят через точки 2, точку 1, нижнюю точку деления линии П2Г3, точку 2 и , касаясь линии спуска проймы, к точке Г4.

Боковой шов. От точки Т2 вправо откладывают 2 см. Линию бокового шва проводят через точки Г4, 2, Л2 и далее до пересечения с линией ДС. Точку пересечения обозначают буквой Н.

Оформление линии талии. От точки Т1 вниз откладывают 2 см. Точки 2 и 2 (линия бока) соединяют.

Оформление линии бедер. От точки Л1 вниз откладывают 2 см. Точки 2 и Л2 соединяют.

Оформление нижней линии. От точки С линию ВС удлиняют вниз на 2 см. Точки 2 и Н соединяют.

Вытачка на линии талии (передняя). От точки 2 влево откладывают 8 см (расстояние от точки Г1 до точки 9,5 минус 1,5 см для всех размеров)
9,5-1,5=8
Точку 8 и 9,5 соединяют. От точки 9,5 вниз откладывают 5-6 см. От точки 8 влево откладывают 3 см, делят это расстояние пополам и от точки деления опускают вниз пунктирную линию (параллельно линии середины переда) до пересечения с линией бедер. От точки пересечения линиии бедер вверх откладывают 3 см. Точки 5-6 и 3 соединяют с точками 8 и 3.

Вытачка на линии талии (боковая). От точки Г3 вниз опускают пунктирную линию до пересечения с линией бедер. От точки пересечения линии бедер вверх откладывают 3 см, а от точки Г3 вниз 3-4 см. Затем от точки пересечения с линией талии вправо и влево откладывают по 1 см и соединяют их с точками 3-4 и 3.

Примечание.
Если полуокружность бедер по мерке окажется больше, чем по чертежу выкройки, то 2/3 разницы между полуокружностью бедер по мерке (вместе с прибавкой) и чертежу выкройки прибавляют к переду и 1/3 — к спине.

Источник — Домоводство 1960 г. и frollen

Ссылка на основную публикацию