Как читать схемы вязания крючком?

Как правильно читать схемы вязания крючком: инструкция для новичков

У каждого своя история обучения вязанию крючком. Она может идти из самого детства, от бабушки-рукодельницы. А может начинаться уже в зрелом возрасте со специальных курсов или видеоуроков. Существует много способов научиться вязать крючком, но почему-то в большинстве из них упускается один важный момент. Научившись вязать основные петли, рукодельницы задают вопрос: как читать схемы для вязания крючком? Ведь умение их расшифровывать требуется для вязания более чем половины всех изделий.

Схема вязания узора «Тюльпаны» крючком

Популярность схем для вязания крючком обоснованна. Они востребованы, потому что:

  • заменяют описания длиной в несколько страниц;
  • дают возможность как бы посмотреть на узор, еще не связав его (в отличие от схем для вязания спицами);
  • легко перерисовываются в тетрадь или блокнот;
  • обычно представлены при помощи стандартных условных обозначений.

Вывод таков: научиться читать схемы для вязания крючком однозначно стоит.

Навигация по статье

Виды схем для вязания крючком

Существует два вида схем для вязания крючком:

  • схемы для вязания прямого полотна (поворотными рядами);
  • схемы для вязания круглого, овального или квадратного полотна (круговыми рядами).

В них используются одни и те же условные обозначения, однако правила чтения значительно отличаются. Об этом мы еще поговорим в данной статье.

Основные условные обозначения

На всех схемах для вязания крючком петли обозначаются примерно одинаково — одними и теми же значками. Бывает, что они не полностью совпадают с общепринятыми. Но настолько похожи, что нормально воспринимаются без дополнительной расшифровки.

Умение быстро разбираться в схемах приходит с опытом. Внешний вид схемы зависит от того, как она сделана. Существует множество компьютерных программ и сайтов в интернете для создания схем. Рукодельницы, занимающиеся вязанием продолжительное время, знают особенности схем, составленных в каждом из таких сервисов. К вам тоже придет это с опытом.

Основные условные обозначения для вязания крючком — ниже.

Основные условные обозначения для вязания крючком

Черточки на столбиках

Один из наиболее популярных вопросов новичков: что означают черточки на столбиках в схемах для вязания крючком?

Как правило, количество черточек обозначает количество накидов. Наиболее популярная петля — столбик с одним накидом. Слово «один» чаще всего выбрасывается, остается просто «столбик с накидом». Столбики с двумя накидами используются достаточно редко, с большим количеством накидов — еще реже. Принцип их вязания такой же, но нужно набросить нить на крючок не один, а большее количество раз.

Как читать схемы: начало и направления вязания, раппорт узора

Существуют незыблемые принципы чтения схем для вязания крючком, которые соблюдаются везде и всеми. Именно о них — ниже.

Поворотные ряды

Вязание поворотными рядами — стандартный вид вязания крючком, обычно объясняемый новичкам. Пример схемы для такого вязания вы видите ниже.

Схема узора «Попкорн» крючком

Начало вязания. Вязание начинается с нижнего правого угла схемы. Рядом с первым рядом обычно стоит цифра «1», а в некоторых случаях текстом указано, что следует читать схему именно отсюда.

Направление вязания. Схемы для вязания поворотными рядами читаются справа налево, снизу вверх. Если говорить точнее, справа налево читаются нечетные ряды, а четные ряды — слева направо. Обычно номер ряда стоит с той стороны, с которой его следует читать (нечетные — справа, четные — слева). Схема, приведенная выше, под это правило не попадает.

Раппорт узора. Так называют часть рисунка, его «ячейка», которая постоянно повторяется. Раппорт узора измеряется количественно — в петлях, которые нужны для вязания этой части рисунка. Обычно он указан под первым рядом, иногда обозначается как «MS». Есть схемы, в которых указан и раппорт рисунка в высоту — это нужно, когда рисунок повторяется через определенное количество рядов.

Петли подъема. Обратите внимание — каждый ряд в вязании поворотными рядами начинается с кружочков. Ими обозначены воздушные петли (см. условные обозначения), они служат для перехода между рядами. Следовательно, где воздушные петли подъема, там начало ряда. Количество петель зависит от высоты ряда. Например, если ряд в целом связан столбиками без накида, понадобится одна воздушная петля подъема.

Круговое вязание

Вязание по кругу не менее распространено, чем вязание поворотными рядами. Оно используется при изготовлении игрушек, салфеток, скатертей, прихваток, шапок, джемперов и много другого. При вязании по кругу можно получить круг, овал, квадрат или прямоугольник.

Пример схемы для кругового вязания крючком — ниже.

Африканский цветок из пяти лепестков

Начало вязания. Вязание начинается из середины круга: из кольца из воздушных петель или из кольца амигуруми. В большинстве источников это называется базовым или начальным рядом, а цифрой не обозначается. Далее ряды обозначаются цифрами.

Направление вязания. Схемы читаются от начала вязания — с середины круга. Ряды идут против часовой стрелки. Это значит, что после петель подъема столбики идут как бы влево.

Раппорт узора. В круговом вязании это понятие не используется, так как с каждым рядом обычно меняется рисунок и всегда прибавляется количество петель — полотно расширяется.

Петли подъема. Могут использоваться или не использоваться. Если вязание по кругу идет с использованием петель подъема, вы увидите их на схеме в виде идущих вверх кружочков в начале каждого ряда. Они каждый раз будут располагаться друг над другом. Можно вязать по кругу без петель подъема — это называется вязанием по спирали. Подробнее об этом в другой статье.

Пример чтения схемы для вязания крючком

Отработаем навык чтения схем для вязания крючком на реальном примере. Возьмем простую схему узора «Галочки». Ее вы видите ниже.

Схема узора «Галочки» с расположением галочек одна над другой

Разбор обозначений

Начало вязания. На данной схеме нет номеров рядов. Значит, определим начало вязания, исходя из общего принципа. Найдем нижний правый угол — в нем видим три петли подъема. Значит, это начало вязания.

Направление вязания. Первый ряд будем вязать справа налево, второй — наоборот. В начале каждого ряда вы видите воздушные петли подъема — ориентируйтесь на них.

Раппорт узора. На данной схеме не обозначен, но составляет 3 петли. То есть, рисунок повторяется каждые три петли. Обратите внимание — для симметрии рисунка дополнительно набирается 2 петли.

Виды петель. В узоре «Галочки» используется всего два вида петель — воздушные петли и столбики с одним накидом. Вы можете сопоставить их с условными обозначениями.

Процесс вязания

Набрать петли. Их число должно быть кратно 3 (потому что раппорт рисунка — 3 петли). Дополнительно наберем 2 петли для симметрии.

Вяжем справа налево. 3 воздушных петли подъема, 1 столбик с накидом в шестую петлю от крючка, 1 воздушная петля, 1 столбик с накидом в ту же петлю, *2 петли пропустить, 1 столбик с накидом в шестую петлю от крючка, 1 воздушная петля, 1 столбик с накидом в ту же петлю* — повторять до конца ряда. Закончить ряд 1 столбиком с накидом в последнюю петлю.

Данный узор очень прост, поэтому все последующие ряды вяжутся точно так же. Если бы следующий ряд был другим, на схеме мы бы читали его слева направо.

Схема прочитана! Да, это очень просто. Любой другой узор читается не сложнее. Теперь вы знаете, как правильно читать схемы для вязания крючком.

Вязаные игрушки. Амигуруми всех стран, соединяйтесь

Амигуруми (вязаные игрушки) — схемы, мастер-класс и подробные примеры. Советы по выбору материалов, подбору крючков и удачным цветовым решениям.

Учимся читать и понимать схемы

Вязать амигуруми по схемам очень легко. Намного сложнее разобраться в самой схеме. Рассмотрим три варианта — словесное описание на русском, схемы в таблицах и цифрах и японские схемы в картинках. Начнем разбирать от простого — к сложному.

Описания на русском

Это самые простые и самые точные описания. Новичкам лучше всего начинать именно с них. К счастью, в Интернете есть не только толковые описания красивых игрушек, но и подробные мастер-классы с фотографиями и объяснениями.

Как правильно читать подобные схемы? Деталь игрушки может начинаться двумя способами:

1. кольцо амигуруми (его можно вязать несколькими способами, но amigurumi.com.ua предлагает вам начинать с 2 вп и во вторую от крючка провязывать 6 сбн, после чего можно подтянуть стартовую нитку, чтобы закрыть дырочку, если она вдруг появилась)

2. ряд воздушных петель, который преобразовывается в овал вязанием круговых рядов. Поэтому если написано: «2 вп и 6 сбн во вторую от крючка» — это обычный круг, а если значится: «Наберите 6 вп, провяжите 4 сбн, начиная со второй петли от крючка…» — это овал (он получается от кругового вязания сверху и снизу цепочки из воздушных петель). Второй способ чаще всего используется для ножек и реже — ручек (но таким же способом можно связать и голову, и тело, и остальные детали).

Когда кольцо амигуруми готово (это чаще всего 1-й ряд, хотя иногда рукодельницы считают первые две петли – 1-м рядом, а 6 сбн – 2-м), двигаемся дальше. Очень важно обращать внимание на цифры, которые обозначены в конце ряда в скобках. Это общее количество петель, которое должно получится. Например:

1 ряд: набрать 2 вп и провязать 6 сбн во вторую от крючка петлю [6].

2 ряд: * прибавка *. Повторить * 6 раз [12].

3 ряд: * 1 сбн, прибавка*. Повторить * 6 раз [18].

Т.е. 1 ряд — это кольцо амигуруми. 2 ряд — шесть прибавок (6 сбн, которые уже у нас были + 6 прибавок = 12 сбн). Т.е. во втором ряду должно получится 12 петель, о чем и говорит цифра в скобках.

Третий ряд мы вяжем прибавки в каждую вторую петлю (т.е. снова 6 прибавок: 12 + 6 = 18).

Однако стоит обратить внимание на то, что в некоторых описаниях первый ряд может не учитываться.

Больше всего проблем у начинающих возникает, когда дело доходит до вязания по кругу без прибавок и убавок. Часто эти ряды рукодельницы обозначают, как «без изменений». Это значит, что в ряду должно быть столько же петель, как и в предыдущем (о чем дополнительно говорит и цифра в скобках). Но многие понимают это как «вяжем так же, как и предыдущий ряд», т.е. с прибавками. В итоге, вместо закругленной детали получается… волна или цветочек. Чтобы избежать путаницы, в последнее время на сайте мы стали указывать в схеме вместо «без изменений» — «сбн в каждую петлю по кругу». Т.е. ряд без прибавок и убавок.

Обязательно используйте при вязании маркер (это может быть булавка или цветная нитка, которая обозначит начало ряда). Благодаря ей, вы никогда не потеряете начало и конец ряда, не запутаетесь в числах, а соответственно — сэкономите себе время.

Также бывают трудности с обозначением повторений. Это могут быть скобки или звездочки. Например:

3 ряд: * 1 сбн, прибавка*. Повторить * 6 раз [18].

3 ряд: (1 сбн, прибавка) 6 раз [18].

Это два варианта написания одного и того же и значит, что комбинацию из одного столбика без накида и одной прибавки надо провязать 6 раз.

Схемы в таблицах и числах

Такие таблицы — тоже не редкость. Читать их сложнее, но вполне реально. Правда, здесь не помешает немного опыта в вязании амигуруми. Таблица состоит из нескольких столбцов — номера ряда и количества петель, которое в итоге должно получится (смотрите на фото 1). Т.е. если деталь начинается с классических 6 сбн, то дальше (чаще всего) количество петель в каждом последующем ряду будет увеличиваться на 6 петель: 12, 18, 24, 30… Если вязание начинается с 7 петель, то — 14, 21, 28, 35 соответственно (т.е. по 7 прибавок в ряду). Однако сверяйте все детали с фото, так как ножка, скорее всего, будет начинаться с цепочки воздушных петель.

Сложные детали, такие как ножки или мордочка, вывязываются несколько по-другому. Т.е. в этих случаях чаще всего не может быть равномерных прибавок и убавок. Для ножки убавки вяжутся только с одной стороны, что помогает формировать носочек. Если это мордочка кота или зайца, то прибавки будут идти только по верху носика, чтобы придать правильную форму. Если вы вязали подобные детали, то справитесь и с этой задачей. Но если вдруг не получилось, можно попросить совета вот ЗДЕСЬ.

Японские схемы в картинках

Это самые сложные схемы. Но их тоже можно научится читать и понимать. Конечно, иероглифы вам вряд ли удастся выучить, но связать игрушку – легко.

Японские схемы очень схожи со схемами в таблицах, которые мы рассмотрели выше. Т.е. японцы дают саму схему в символах и табличку рядом: первый столбец – это номер рядов (читаем снизу вверх), второй – итоговое количество петель в ряду. Здесь важно использовать как таблицу, так и схему в символах. Чаще всего японские игрушки достаточно просты и прибавки-убавки у них идут равномерно. Однако для избежания ошибок лучше это проверить по схеме. Крестик в схеме – это сбн, крестик в галочке – прибавка, крестик в домике – убавка.

Схемы также могут быть разноцветными (когда часть тела вывязывается двумя или даже тремя цветами). Это отмечено на схеме в символах.

Как распознать, где какая часть тела? Сверяйте с картинкой самой игрушки. Чаще всего игрушка вяжется с головы – это самая большая деталь. Ножки и хвостики – самые маленькие и тоненькие. Если связать все детали по схемам, то в процессе уже будет не так сложно разобраться, что и куда. Но если вы не уверены в своих силах, попытайтесь поискать в Интернете переводу японских схем – большинство из них уже есть на русском.

Посмотрите на фото 2. Цифрой 1 отмечена схема в символах. Здесь идут ряды с прибавками (6 рядов). Цифрой 2 отмечена та часть, которая идет без прибавок (сбн по кругу — 3 ряда) и далее — с убавками (4 ряда). Цифрой 3 отмечены номера рядов в таблице, их нужно считать снизу вверх. Цифрой 4 — количество петель в каждом ряду. Т.е. исходя из этой схемы мы делаем вывод: начинать надо с кольца амигуруми, в котором 7 сбн, далее делаем равномерные прибавки (по 7 в ряду). С 7-го по 9-й ряд вяжем сбн по кругу, начиная с 10-го — делаем по 7 убавок в ряду.

Как читать схемы вязания крючком

Приветствую всех читателей my-crochet.ru

Из этой статьи вы узнаете, как читать схемы вязания крючком.

Поверьте, очень легко научиться вязать, если руководствоваться схемами. Тем более при вязании крючком схемы употребляются очень часто. Оно и понятно, в схемах настолько все наглядно, что зачастую можно даже обойтись и без описания, нужно лишь знать условные обозначения и уметь вязать основные элементы.

Итак, как же читать схему вязания крючком. Вот основные правила:

— схемы читаются снизу вверх, если вязание идет прямыми и обратными рядами, и от центра к краям, если вы вяжете по кругу.

— все нечетные ряды — лицевые (1-й, 3-й, 5-й и т.д.) читаются справа налево, четные ряды — изнаночные (2-й, 4-й, 6-й и т.д.) читаются соответственно слева направо.

Круговые ряды читают справа налево, т.е. против часовой стрелки. На схемах очень часто ряды пронумерованы, а в моих мастер-классах, ряды различаются и по цвету.

— В вязании есть такое понятие как раппорт. Раппорт — это повторяющаяся часть узора. Раппорт может повторяться и на схеме и в описании, заключен он между двумя звездочками (*. *). Вязание начинается с петель до раппорта, затем вяжется раппорт столько раз сколько нужно, чтобы связать изделие нужной ширины и заканчивается вязание петлями после раппорта.

Теперь потренируемся как читать схему на примере этого узора и попробуем его связать.

Этот узор вяжется рядами в прямом и обратном направлениях, с помощью воздушных петель и столбиков с накидом. Номера рядов проставлены слева и справа от схемы, а также указаны стрелки направления нашего вязания. На схеме обозначен горизонтальный раппорт, который говорит о том, что количество петель вязания должно быть кратно 10 п. + петли подъема, о которых не нужно забывать, и вертикальный раппорт, который показывает высоту рядов для образования узора.

Начинаем! Набираем цепочку из 30 воздушных петель + 3 воздушные петли подъема + 1 воздушная петля по схеме узора, итого 34 в.п. Помним, что цепочка из воздушных петель за ряд не считается.

Приступаем к вязанию 1 ряда, который как вы уж знаете, читается справа налево. В 4 от крючка петлю цепочки вяжем 1 ст. с/н.

Следующий этап — вяжем 1 в.п., далее нам нужно пропустить 3 петли и в 4-ю *связать столбик с накидом, а рядом с ним еще 2 таких же столбика.

Далее 1 в.п., пропускаем 3 петли, в 4-ю вяжем 1 ст. с/н, 3 в.п., 1 ст. с/н,

снова вяжем 1 в.п., 3 петли пропускаем*, повторяем от * 1 раз,

далее в следующие петли вяжем 3 ст. с/н, затем пропускаем 3 петли и в последнюю петлю ряда вяжем 1 ст. с/н, 1 в.п., 1 ст. с/н.

В конце первого ряда делаем 3 воздушные петли подъема, которые являются началом 2 ряда,

переворачиваем наш образец и продолжаем вязание. Помним, что второй ряд читается слева направо.

После того, как связали 3 в.п. подъема вяжем 3 ст. с/н, в арку состоящую из 1 в.п. предыдущего ряда,

затем *1 в.п., 1 ст. с/н в средний столбик с накидом предыдущего ряда,

1 в.п., 7 ст. с/н в арку предыдущего ряда*,

повторяем 1 раз от *, далее вяжем 1 в.п., 1 ст. с/н в средний столбик с накидом предыдущего ряда, 1 в.п., 3 ст. с/н в арку предыдущего ряда и 1 ст. с/н в последнюю петлю ряда.

3 ряд: 3 в.п., 1 ст. с/н,

1 в.п., *далее в столбик с накидом предыдущего ряда вяжем 1 ст. с/н, 3 в.п., 1 ст. с/н,

далее 1 в.п., 3 ст. с/н в средние столбики с накидом предыдущего ряда,

затем 1 в. п.*, повторяем 1 раз от *, затем вяжем в столбик с накидом предыдущего ряда 1 ст. с/н, 3 в.п., 1 ст. с/н, далее 1 в.п., 2 ст. с/н. Вот мы связали и 3 ряд.

4 ряд: 4 в.п., *7 ст. с/н в арку предыдущего ряда,

1 в.п., 1 ст. с/н в средний столбик с накидом предыдущего ряда,

затем 1 в.п.*, повторяем 1 раз от *, далее вяжем 7 ст. с/н в арку предыдущего ряда, затем 1 в.п. и 1 ст. с/н в последнюю петлю.

Ну а дальше ряды с 1 по 4 повторяются. Я связала 12 рядов, вот такой узор у меня получился.

Как читать схемы узоров для вязания крючком

Еще в большей степени, чем на сайтах, посвященных вязанию спицами, в ресурсах по вязанию крючком используются условные знаки. Они облетают понимание и дальнейшее выполнение узоров. Так же, как и в вязании спицами, узор, записанный условными знаками, называется схемой. При описании узоров, связанных крючком, схемы употребляются чаще, чем текст. Это и понятно — изображенные схематически узоры настолько наглядны, что зачастую можно обойтись и без фотографии образца или изделия.
Вязать по схеме очень легко, нужно только внимательно следить за начертанием и расположением условных обозначений. Как и в вязании спицами, каждая петля и столбик здесь имеют свой определенный значок. Hо поскольку изданий, печатающих на своих страницах подобные схемы, великое множество, а общей системы обозначений для всех их нет, Вам могут встречаться различные значки, обозначающие один и тот же прием. Но разобраться в этом многообразии несложно — большинство обозначений зрительно напоминают обозначенные ими петлю, столбик или их группы. Посмотрите на рисунок 9.19. — на нем показаны условные обозначения, которые даны в схемах к образцам узоров в этой книге: 1 — воздушная петля; 2 — петля подъема (поворота); 3 — столбик без накида; 4 — столбик с накидом; 5 — столбик с накидом в 2 приема; 6.— столбик с 2-мя накидами; 7 — столбик с 3-мя накидами; 8 — бугорок (количество черточек внутри знака соответствует количеству накидов); 9 — пико, или колечко (цепочка из 3—5 воздушных петель); 10 — несколько столбиков с накидом в 1 петлю (ракушка); 11 — столбики с одной обшей вершиной, 12 — место соединения мотивов, 13 — полуколечко.

Вяжите по схеме снизу вверх, если вязание будет идти прямыми и обратными рядами, и от центра к краям, если вяжете изделие по кругу. Кроме того, на схемах стрелочками показано направление вязания рядов, а на большинстве схем проставлена их нумерация. При неоднократном повторении какой-то определенной части узора, которая конечно же (как и в спицах) называется раппортом, нет смысла изображать схематично все изделие. Поэтому на большинстве схем лается какая-либо характерная часть: 1 раппорт, 1/2 часть, 1/3 часть и т. п. Иногда достаточно одной схемы (без описания и рекомендаций), чтобы понять, как связать то или иное изделие.
Описание узора изделия в виде текста не так наглядно, но некоторые вязальщицы предпочитают именно его. Поскольку текстовые описания занимают много места, в них также принята определенная символика, выраженная сокращениями слов. В текстах, предлагаемых Вам ниже, имеется ряд сокращений: п. — петля, п. под. — петля подъема, в.п. — воздушная петля, пет. — полустолбик, ст. — столбик, лиц. ст. —лицевой столбик, изн. ст. — изнаночный столбик, * — звездочка, обозначающая границы раппорта.
На схемах и в описаниях узоров указывается также количество петель начальной воздушной цепочки и, если необходимо, кратность петель. Кратность — это количество петель цепочки в одном раппорте узора. Раппорт — повторяющаяся часть узора на протяжении всего ряда. Описывается выполнение узора по рядам: 1-й ряд, 2-й ряд и т.д. Иногда при вязании по кругу вместо слова «ряд» употребляется слово «круг». В текстовом описании каждого ряда в начале идут петли подъема или поворота. Запись вязания до звездочки вяжется только в начале ряда. Между звездочками *…* — это раппорт узора, он повторяется несколько раз в ряду. Комбинация, записанная после 2-й звездочки, вяжется только в конце ряда.

УПРАЖНЕНИЯ ИЗ СТОЛБИКОВ И ВОЗДУШНЫХ ПЕТЕЛЬ (ДЛЯ ПРЕДЫДУШУЩЕЙ ЗАПИСИ)
Овладев основными приемами вязания, можно поупражняться в вязании несложных узоров, состоящих из столбиков и воздушных петель. Используя 2, 3 и более приемов вязания в одном узоре, можно получить разнообразные мотивы (фигуры) в виде лапок, ракушек, листиков, зубцов.и др.
Для выполнения образцов необходимо связать цепочку из воздушных петель (для вязания используйте короткий крючок), которая будет служить основанием для выполнения узора. Чтобы Вам было легче освоить первые шаги в вязании крючком, в записи упражнений сокращения отсутствуют. Это позволит Вам не отвлекаться от тщательного выполнения узоров. Кстати, никто не мешает Вам, отрабатывая данные приемы, в результате своих трудов получить оригинальную тесьму, связанную крючком — любой их приведенных здесь узоров подойдет для
этого.
Узор 1. Связав цепочку произвольной длины, выполните столбик без накида на 6-й петле основания (цепочки), затем 2 воздушные петли и столбик без накида на 3-й петле основания, считая от 1-го столбика. Так вяжите до конца цепочки (рис. 9.20, а).
Узор 2. На 5-й петле основания сделайте 2 столбика, 6-ю петлю пропустите, а на 7-й снова свяжите 2 столбика, и так до конца цепочки (рис. 9.20, б).
Узор 3. Начинайте вязать на 5-й петле цепочки, на которой вывяжите 5 столбиков. Получается фигура, похожая на ракушку (этот узор так и называется). Между ракушками пропустите по 4 петли цепочки (рис. 9.20, в).
Узор 4. На 5-й петле цепочки выполните 2 столбика с накидом, 2 воздушные петли и 2 столбика с накидом. Пропустив в основании 1 Петлю, на 2-й свяжите столбик без накида. Снова пропустите петлю в цепочке и свяжите 2 столбика, 2 воздушные петли и 2 столбика на одной петле основания (рис. 9.20, г).
Узор 5. На 1-й петле основания свяжите 3 столбика с накидом, а между столбиками — по воздушной петле (это лапка). Между лапками воздушную петлю не провязывайте, а на основании пропускайте по 3 петли цепочки (рис. 9.20, д).
Узор 6. 1-й столбик с накидом сделайте на 5-й петле основания. Связав цепочку из 2-х воздушных петель, выполните 2-й столбик с накидом на той же петле основания. Пропустите 2 петли цепочки, на 3-й свяжите 2 столбика и по 2 воздушные петли между ними, получите рогатку (рис. 9.20, е).
Узор 7. На 3-й петле основания свяжите столбик без накида, на 4-й — полустолбик с накидом, на 5-й — столбик с накидом, на 6-й — столбик с 2-мя накидами. Далее столбики выполняйте в обратном порядке (рис. 9.20, ж).
Узор. 8. На 3-Й петле основания сделайте 1-й столбик без накида, на 4-й — также столбик без накида, 3 воздушные петли (полуколечко) и 2-й столбик (все в одну петлю). Пропустив петлю в основании, на 2-й свяжите снова столбик без накида, а на 3-й петле — столбик без накида, цепочку из 3-х воздушных петель и 2-й столбик без накида (полуколечко). И так до конца цепочки (рис. 9.20, з).
Узор 9. Выполнив 2 столбика без накида на 3-й и 4-й петлях основания, свяжите цепочку из 3-х воздушных петель (рис. 9.20, и). Затем введите крючок в петлю последнего столбика (сверху) и под нитку петли, идущей от цепочки (справа налево), и протащите под ними рабочую нитку (рис. 9.20, к). 2 петли, находящиеся на крючке, провяжите. Далее сделайте 3 столбика без накида на 3-х петлях основания и колечко из 3-х воздушных петель и т. д.

Урок 12. Схемы вязания крючком. Как читать схемы крючком часть вторая.

Продолжаем изучать схемы вязания крючком.

В прошлом уроке мы разобрали условные обозначения петель и столбиков. В этом уроке начнём разбираться как читать схемы крючком.

Схемы при вязании полотна поворотными рядами (прямыми и обратными) нужно читать снизу вверх таким образом:

Нечётные ряды читаются справа налево, а чётные – слева направо.

Многие круглые, квадратные и фигурные мотивы вяжутся в одном направлении, то есть, завершив ряд, полотно не поворачиваем, а продолжаем вязать по кругу.

В этом и состоит отличие вязания по кругу от вязания поворотными рядами, когда каждый новый ряд мы выполняем, повернув вязание на 180%, то есть обратной стороной к себе.

Схема круглого мотива читаться будет так:

Каждый ряд в вязании по кругу замыкается с помощью соединительного столбика. Замкнули ряд и переходим с помощью воздушных петель на следующий ряд.

Нетрудно понять схему, в которой каждый значок имеет одинаковую высоту и идёт чётко друг над другом. Путаница начинается, когда столбики в схеме различной высоты, перекрещены различным образом и «висят непонятно к чему прикрепляясь».

Разобраться помогут несколько действий.

а) Читайте схемы последовательно в указанных выше направлениях и по одному значку. Можно при этом вести карандашом над значками, чтобы хорошо были видны границы рядов. Как вариат, прорисуйте все воздушные петли и столбики нового ряда другим цветом.

б) Значки можно пронумеровывать, тогда начав вязать, вы не собъётесь в очерёдности провязывания столбиков.
Покажу пример на маленькой схеме, состоящей из воздушных петель и столбиков с накидом:

Как читать схемы вязания крючком

Интересное по теме

Брошка-тыква, вязаная крючком

Тыква, вязанная крючком — три варианта воплощения

Кожаный браслет крючком

Читатель сайта Сами-с-руками, Юлия, просила помочь научиться читать схемы вязания крючком. С превеликим удовольствием я решила помочь в этом деле. Вязать крючком, руководствуясь схемами очень просто и быстро. Это только с виду они кажутся зловещими поверьте, это не так!

Перед тем как мы приступим к разбору одной из схем, которые я опробовала на себе приведу несколько простых правил, знание которых поможет нам с легкостью читать схемы вязания.

Правила чтения схем по вязанию крючком:

Во-первых, мы должны знать условные обозначения петель, зачастую это общепринятые знаки, но могут быть несущественные отличия, во всяком случае, в любом журнале или книге, они приводятся сразу после описания, или собраны все вместе в конце издания.

Во-вторых, прочтение схем начинается снизу, направление обычно идет прямыми и обратными рядами, для удобства ряды нумеруются и указывается направление вязание. Начинаем вязание первого ряда справа налево.

В-третьих, в схеме может быть рапорт — повторяющаяся часть узора. Обычно он заключен звездочками или стрелочками начала и конца. Вязание начинается с петель до рапорта, затем провязывается сам рапорт с таким количеством повтором, которые необходимы для ширины вашего изделия; заканчивается рапорт петлями после него.

В-четвертых, переход с одного ряда на другой обозначается петлей перехода, обычно этой петлей служит — воздушная петля, их необходимое количество всегда указано на схеме.

Преступим теперь непосредственно к разбору схемы вязания крючком. В качестве примера я взяла схему из японского журнала, которая стала основой вязания вот такой повязки на голову:

Представленный узор вяжется в прямом и обратном направлении, ряды пронумерованы, также указано направление вязания. Перед началом каждого ряда мы выполняем воздушные петли подъема, которые показывают нам высоту рядов данного узора.

Изучим основные обозначения петель для этой схемы. Основные элементы:

  • воздушная петля (ВП);
  • столбик с одним накидом (СН);
  • столбик с 2-мя накидами (С2Н);
  • пышный столбик (ПшС);
  • столбик без накида (СБН).

Как выполняются эти элементы указано на рисунках ниже соответственно.

Как читать схемы вязания крючком:

Набираем цепочку из 29 воздушных петель + 3 воздушные петли подъема.

Переворачиваем вязание начинаем вязать нулевой ряд, я назвала его так потому, что на схеме от чего-то он не пронумерован.

В 8 от крючка петлю цепочки вяжем *ПшС, ВП, ПшС. Пропускаем 2 ВП и в третью вяжем СН, 3 ВП, СН. Пропускаем 2 ВП и в третью вяжем ПшС, ВП, ПшС. Пропускаем 3 ВП, в четвертую провязываем СН.* Пропускаем 3 ВП повторяем вязание от * до *.

Ряд закончен. Разворачиваем вязание, теперь у нас начинаются пронумерованные ряды.

1 ряд: 3 ВП подъема, ПшС, * <С2Н, ВП, С2Н, ВП, С2Н, ВП, С2Н, ВП, С2Н>— вывязываем из арки из трех ВП, <ПшС, 1 ВП, ПшС>вывязываем из СН предыдущего ряда *, повторяем от * до *; из последней ВП подъема предыдущего ряда вывязываем ПшС и 1 СН.

Делаем 3 ВП подъема, которые являются началом предыдущего ряда, переворачиваем вязание.

2 ряд: ПшС, *2 ВП, СБН, в 1-ую ВП веера предыдущего ряда, 3 ВП, СБН во 2-ую ВП веера предыдущего ряда, 3 ВП, СБН в 3-юю ВП веера предыдущего ряда, 3 ВП, СБН в 4-ую ВП веера предыдущего ряда, 2 ВП,* <ПшС, ВП, ПшС>из ВП веера из 2 ПшС предыдущего ряда, повторяем вязание от * до *, ПшС, СН.

Ряд закончен, делаем 3 ВП подъема, поворачиваем вязание.

3 ряд: ВП, ПшС, 2ВП,*2 ВП, СБН в 1-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда, 3 ВП, СБН во 2-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда, 3 ВП, СБН в 3-юю арку из 3 ВП предыдущего ряда, 2 ВП*, <ПшС, ВП, ПшС, ВП, ПшС>из ВП веера предыдущего ряда, повторяем вязание от * до *, <ПшС, ВП, СН>— из последней ВП подъема предыдущего ряда.

Ряд закончен, делаем 3 ВП подъема, поворачиваем вязание.

4 ряд: <ПшС, ВП, ПшС>— из 1-ой ВП предыдущего ряда, 2 ВП, *СБН в 1-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда, 3 ВП, СБН во 2-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда, 2 ВП*, <ПшС, ВП, ПшС, ВП>— 2 раза в воздушные петли веера предыдущего ряда, заканчиваем двумя ВП, вяжем от * до *, <ПшС, ВП, ПшС, СН>— из последней ВП веера предыдущего ряда.

Ряд закончен, делаем 3 ВП подъема, поворачиваем вязание.

5 ряд: ВП, СН из СН предыдущего ряда, <ПшС, ВП, ПшС>— из 1-ой ВП предыдущего ряда, СН вывязываем из арки с 3 ВП предыдущего ряда, <ПшС, ВП, ПшС>из первой ВП веера предыдущего ряда, <СН, 3 ВП, СН>— из второй ВП веера предыдущего ряда, <ПшС, ВП, ПшС>из 3-ей ВП веера предыдущего ряда, СН вывязываем из второй арки с 3 ВП предыдущего ряда, <ПшС, ВП, ПшС>из первой ВП веера предыдущего ряда, <СН, ВП, СН>— из последней ВП подъема предыдущего ряда.

Ряд закончен, делаем 4 ВП подъема, поворачиваем вязание.

6 ряд: ВП, <С2Н, ВП, С2Н>— из первой ВП предыдущего ряда, <ПшС, ВП, ПшС>— из СН предыдущего ряда, далее из арки из трех ВП предыдущего ряда провязываем 5 С2Н чередуя их ВП, закончить должны С2Н, <ПшС, ВП, ПшС>— из СН предыдущего ряда, С2Н, ВП, С2Н, ВП, С2Н.

Ряд закончен, делаем 1 ВП подъема, поворачиваем вязание.

7 ряд: 2 ВП, СБН в 1-ую ВП предыдущего ряда, 3 ВП, СБН во 2-ую ВП веера предыдущего ряда, *2 ВП, <ПшС, ВП, ПшС>— из ВП веера предыдущего ряда, 2 ВП, СБН в 1-ую ВП предыдущего ряда, 3 ВП, СБН во 2-ую ВП веера предыдущего ряда,* 3 ВП, СБН в 3-ю ВП веера предыдущего ряда, повторяем вязание от * до *, 1 ВП, полустолбик.

Ряд закончен, делаем 1 ВП подъема, поворачиваем вязание.

8 ряд: СБН в полустолбик предыдущего ряда, 3 ВП, СБН в 1-ую арку предыдущего ряда, *2 ВП, <ПшС, ВП, ПшС, ВП, ПшС>из ВП между пышными столбиками предыдущего ряда, 2 ВП, СБН в 1-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда, 3 ВП, СБН во 2-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда,* 3 ВП, СБН в 3-ю арку из 3 ВП веера предыдущего ряда, повторяем вязание от * до *.

Ряд закончен, делаем 2 ВП подъема, поворачиваем вязание.

9 ряд: 2 ВП, СБН в 1 арку из 3 ВП, *2 ВП, <ПшС, ВП, ПшС, ВП>— 2 раза в воздушные петли веера предыдущего ряда, заканчиваем двумя ВП, вместо 1 ВП, СБН в 1-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда*, 3 ВП, СБН во 2-ую арку из 3 ВП предыдущего ряда, повторяем вязание от * до *, ВП, СН.

Ряд закончен, делаем 3 ВП подъема, поворачиваем вязание.

10 ряд: * <ПшС, 1 ВП, ПшС>— из 1-ой ВП веера предыдущего ряда, <СН, 3 ВП, СН>из 2-ой ВП веера предыдущего ряда, <ПшС, ВП, ПшС>из 3-ей ВП веера предыдущего ряда, СН из арки с 3-мя ВП предыдущего ряда*, повторяем вязание от * до *.

Ряд закончен. Продолжаем вязание до нужной нам длины повторяя ряды с 1 по 10.

Надеюсь этот мастер-класс по чтению схемы вязания крючком оказался Вам полезным. Умение читать схемы вязания крючком намного облегчает весь процесс, я бы даже сказала что убыстряет, после повторения рапортов, рисунок как бы отпечатывается у вас в голове, и вы с легостью и быстротой повторяете петельки, не задумываясь.

Как читать схемы вязания крючком? Обозначения при вязании крючком

Начинающим рукодельницам бывает трудно понять как читать схемы вязания крючком. Возникают сложности с определением направления работы или начала ряда, встречаются разночтения в условных обозначениях.

Существует ряд правил, позволяющих легко и безошибочно расшифровывать схемы вязания крючком.

Тут вы найдете все существующие на сегодня обозначения при вязании крючком, а вопрос о том, как читать схемы вязания крючком, станет для вас не актуальным!

Обычно тематические журналы или отдельные схемы сопровождаются списком используемых условных обозначений.
Однако существуют стандартные или наиболее часто используемые символы, которые составляют своеобразную азбуку.

Обозначения при вязании крючком

Это, как правило, стилизованные знаки самих элементов вязки.

Воздушную петлю (возд. п.) обычно изображают в виде белого полого либо черного закрашенного кружка. Если он имеет слегка удлиненную, овальную форму

, то петля должна быть вытянутой.

Несколько последовательных кружков или дуга с цифрой применяются для обозначения цепочки возд. петель, цифра показывает их количество. 

– замкнутая цепочка из 3-4 возд. п. – пико.

Иногда черная точка может символизировать начало работы, полупетлю или соединительный столбик (соед. ст.). Еще одним обозначением соед. ст или полустолбика является полукруг

Большой белый кружок с цифрой внутри, например, такой:

, используется для обозначения первого ряда в круговом вязании. Цифра в центре показывает из скольких петель он состоит.

Такой же кружок без цифры расшифровывается как кольцо из пряжи.

Различные столбики в схемах обозначаются вертикальными линиями с поперечными насечками или без. Знаки +, ┬ или × используются для указания места провязывания столбика без накида (ст. б/н).

Вертикальная палочка служит для обозначения полустолбика или ст. б/н. По количеству насечек на ней определяется число накидов (ст. /1н., ст. /2н.). Полукруг под столбиком

помогает отличить обычный элемент от рельефного. Причем, если полукруг открыт с правой стороны, то знак означает утопающий изнаночный ст. или «за работой».

Если с левой стороны, то выступающий лицевой ст. или «перед работой».

Группы столбиков, провязанных из одной петли или объединенных в одну петлю, обозначаются в виде исходящих из одной точки

или сходящихся к одной точке

наклонных линий. В месте выполнения скрещенного столбика с накидом ставят такой знак:

. Если между этими столбиками необходимо сделать перемычку из возд. п., то на схеме можно увидеть такой символ:

Перед тем, как читать схемы вязания крючком филейной сетки, которая состоит из заполненных и пустых клеток, нужно определить количество возд. п. и ст. в каждой ячейке.

Также из обозначений при вязании крючком можно узнать количество накидов на столбиках.

Направление вязки

На следующем этапе расшифровка схем вязания крючком потребует определения первого и последнего рядов, а также направления работы. Прямоугольное полотно выполняется прямыми и обратными рядами.

Воздушная цепочка, с которой оно начинается, считается нулевым рядом и не учитывается в расчетах. Все нечетные лицевые ряды выполняются справа налево, а четные изнаночные – слева направо.

Иногда, для упрощения восприятия схемы, каждый ряд в ней окрашен в определенный цвет.

Круговое вязание выполняется по замкнутым концентрическим рядам. Для тех, кто не знает как читать схемы вязания крючком, бывает сложно определить место начала нового ряда и его направление.

Круглые или квадратные мотивы выполняются от центра к краям против часовой стрелки. В начале каждого нового ряда делают одну или несколько петель подъема, а в конце – соед. ст.

По ним можно определить, где кончается один ряд и начинается следующий.

Если не делать петель подъема и соед. ст., то получится мотив, связанный по спирали.

Раппорт узора

Повторяющаяся часть узора – раппорт – может выделяться на схеме двумя способами:

  • линиями или квадратными скобками;
  • звездочками *;
  • другим цветом.

Зная количество петель и рядов в одном раппорте, а также его ширину и высоту в сантиметрах, можно легко посчитать число петель необходимых для создания полотна определенных размеров.

На круговой схеме часто изображают только один из раппортов-секторов. Чтобы полотно не было волнистым или конусообразным, необходимо правильно рассчитать их количество.

Для этого число элементов узора в последнем полном ряду, который изображен на схеме, делят на число элементов, составляющих основание изображенного сегмента.

Именно столько раз должен повторяться раппорт при вязании кругового мотива.

Уметь читать схемы вязания крючком просто необходимо, если вы хотите «подружиться» с этим видом вязания. А вот какие изумительные по красоте работы создает крючком филиппинская художница Азе Онг. Смотрим видео:

Как прочитать схему вязания крючком

Желающие научиться вязать крючком сталкиваются с проблемой чтения схем узоров. При первом впечатлении кажется, что разобраться будет очень сложно , но это не так. Давайте разбираться.

Узоры, а значит и схемы бывают разных типов: круговые, квадратные, треугольные, многоугольные и одним полотном. Давайте для начала рассмотрим вязание одним полотном.

Читаем схемы для вязания одним полотном

Вот изделия, связанные полотном:


А вот одна из схем этих изделий:

На этой схеме изображено 4 ряда, не считая ряда набора, хотя для раппорта (количество петель и рядов, повторяющиеся в узоре) достаточно первых двух. Наборный ряд — это самый первый ряд из воздушных петель (по ссылке можете посмотреть, как он делается первая петля и наборный ряд). На этой схеме 1-й ряд не пронумерован, но иногда его обозначают числом 0, ингда считают первым.

Итак, пользуясь таблицей условных обозначений мы можем прочитать схему:

1-й ряд: * 4 воздушные петли (не считая петлю на крючке), столбик с накидом в 4-ю петлю цепочки, 2 воздушные петли, столбик с накидом в 4-ю петлю цепочки, 3 воздушные п., 1 полустолбик в 3 п. пред. ряда *, повторять от * до *;

2-й ряд: * 3 возд. п. для подъема, 1 пышный ст. в петлю из 2 возд. п. пред. ряда (накид, введите крючок в отверстие между двумя столбиками с накидом, сделанными в предыдущем ряду, и вытяните петлю, сделайте еще накид, введите крючок в то же отверстие и вытяните петлю, сделайте еще накид и вытяните петлю. На крючке образовалось 6 петель, т. е. пышный столбик, провяжите их одной петлей), 2 воздушные петли, снова сделайте 2, 3, 4, 5-й пышные столбики в то же отверстие, делая после каждого пышного столбика по 2 воздушные петли (всего 5 пышных ст.), 1 воздушная петля, столбик с накидом в полустолбик пред. ряда *, повторять от * до *. Последний ст. с нак. вяжем в 1-ю возд.петлю пред. ряда.

3-й ряд: 3 воздушные петли для подъема, * ст. с накидом в отверстие из 2-х возд. п. между 1-м и 2-м пышным столбиком пред. ряда, 3 воздушные петли, столбик с накидом над 3-м пышным столбиком, 2 воздушные петли, столбик с накидом над 3-м пышным столбиком, 3 воздушные петли, столбик с накидом в отверстие из 2-х возд п. между 4-м и 5-м пышным столбиком *, повторять от * до *.

4-й ряд: 3 возд. п. для подъема, 1 пышный ст. в 1-ю возд. цепчку из 2-х п. пред. ряда., 2 возд. п., снова сделайте 2, 3, 4, 5-й пышные столбики в то же отверстие, делая после каждого пышного столбика по 2 воздушные петли всего 5 пышных ст.),1 возд.п., 1 ст. с нак. в соединение из 2-х ст. с нак. пред.ряда. *, повторяйте от * до *.

Повторять 3-й и 4-й ряды.

Описание от * до * и является раппортом, который повторяется на весь узор. На схеме он отмечен линиями красного цвета. Иногда эти линии помечаются буквами MS.

Читаем схемы для вязания мотивами

Вот несколько изделий, связанных из мотивов.

Мотивами называются отдельно связанные узоры круглой, квадратной, многоугольной или свободной формы. Вы можете посмотреть их по ссылкам, но я приведу несколько примеров:

и вот одна из схем:

Вязанье в таких узорах начинается с середины. Как мы видим, необходимо набрать 6 воздушных петель и соединить их в круг. Первая и последняя петля( которая на крючке) не считаются. Для соединения цепочки в круг, введите крючок в первую петлю и провяжите столбик без накида, получится кружок.

1-й ряд: Провяжите 16 петель без накида в центр круга;

2-й ряд: поворачиваем вязание, набирите 4 воздушные петли для подъема, * 3 воздушные петли, 1 столбик с накидом во 2-ю петлю предыдущего ряда *, повторяйте от * до * 6 раз, 3 возд. п., 1 столбик без накида в 3-ю петлю предыдущего ряда;

3-й ряд : поворачиваем вязание, * 1 соединительный ст. и 1 ст. без накида в 1-ю петлю пред. ряда., 3 ст. с накидом во 2-ю п. пред.ряда, 1 ст. без накида и 1 соед.ст. в 3-ю п. пред. ряда *, повторять от * до * 7 раз;

4-й ряд: поворачиваем изделие, обвязываем 4 п. пред. ряда 4 соединительными ст., 3 возд.п. для подъема, * 10 воздушных петель, 2 ст. с одним накидом в одну из п.с накидом предыдущего ряда (4-я петля 1-го листика) *, повторяем 7 раз, 1 соед. ст. в 3-ю воздушную петлю подъема предыдущего ряда;

5-й ряд: поворачиваем изделие, 3 возд. п. для подъема, * 8 ст. с накидом в цепочку из 10 воздушных петель предыдущего ряда, 7 возд п. *, повторять от * до * 7 раз, 1 соед.п. в 3-ю п. цепочки для подъема предыдущего ряда.;

6-й ряд: поворачиваем изделие, 3 возд. п. для подъема, 1 ст. с нак. в 1-й из восьми ст. предыдущего ряда, * 2 возд п., 1 пышный столбик в промежуток между 4-м и 5-м ст. с накидом из 8-ми предыдущего ряда, 2 возд. п., 2 ст. с нак. в 8-й ст. из 8-ми предыдущего ряда , 5 возд.п.,1 соед. ст. в цепочку из 7-ми возд. п. предыдущего ряда, 5 возд. п., 2 ст. с нак. в 1-й из 8-ми ст. предыдущего ряда *, повторять от * до * 6 раз, в 7-ой раз в конце вместо 2 ст. с нак. вяжем 1 соед. ст. в 3-ю п. цепочки для подъема предыдущего ряда.

7-й ряд : поворачиваем изделие, 1 возд. п. для подъема, 5 п. с нак. в 2 возд п. предыдущего ряда, еще 5 п. с нак. в 2 следующиие возд. п. предыдущего ряда, 1 соед. ст. в цепочку из 5 п. пред. ряда, 9 возд. п., 1 соед.ст в 5-ю п. этой цепочки (получается петелька на цепочке, называемая «пико»), 4 возд. п., 1 соед. ст. в цепочку из следующих 5-ти возд. петель предыдущего ряда.

Мотивы между собой связываются крючком или сшиваются иглой, в зависимости от модели.

Если вы связали данные примеры, то думаю основная идея вязания по схеме вам понятна. Потренируйтесь на небольших и не очень сложных схемах. В дальнейшем, с опытом, придет и понимание сложных схем, а иногда опытные вязальщицы могут вязать без схем, имея только образец связанного изделия.

Как читать схемы для вязания

Схема — универсальный «язык», который позволяет легко и быстро прочесть или записать понравившийся узор. Рассказываем, как читать схемы для вязания крючком и на спицах.

2. Схемы для вязания крючком или на спицах рядами в прямом и обратном направлении начинают читать справа налево. Если в инструкции к узору не оговорено иного, то в схемах для вязания крючком указаны лицевые и изнаночные ряды (первые, как правило, обозначаются нечетными цифрами и читаются слева направо, а вторые, соответственно, — четными цифрами и читаются слева направо).

Обратите внимание: в общем случае наборный ряд, будь то набор петель на спицах или цепочка из воздушных петель для вязания крючком не нумеруется!

В узорах для спиц же часто указывают только лицевые ряды, которые в схеме читают справа налево. В этом случае оговаривают, что изнаночные ряды вяжутся по рисунку, т.е. лицевые петли в изнаночных рядах провязывают изнаночными,изнаночные — лицевыми, накиды, если не указано иного, провязывают изнаночными. Если же в изнаночных рядах есть какие-то нюансы узора, то такие ряды указывают на схеме, и читаются они так же, как в случае узоров для вязания крючком (слева направо, обозначаются четными цифрами).

3. В схемах для кругового вязания и крючком, и на спицах указывают только лицевые ряды. На схеме может быть указан как раппорт узора (например, так сделано для этого топа с V-образным вырезом), так и его существенная часть, по аналогии с которой узор нужно продолжить по кругу (как, например, в схеме для этого топа с бретелью на шее).

4. Раппорт — повторяющаяся часть узора — основа вашего вязаного рисунка. На схеме он обычно отделяется ниже первого ряда квадратными скобками, в которых указано слово «раппорт» или буквы MS. Расчет петель для модели делают именно на основе петель, необходимых для выполнения целого раппорта. Однако, совершенно необязательно, чтобы число петель в ряду было кратно количеству петель в раппорте. Довольно часто в описаниях вы можете встретить пояснения, сколько петель до/после раппорта нужно связать в том или ином случае. Все эти петли будут указаны на схеме, а если вам будет нужно их отсчитывать, то считать нужно от скобок. При этом петли узора, находящиеся «до» раппорта, будут располагаться справа от скобок, а петли, находящиеся «после» — слева.

5. Ряды и петли в схемах расположены друг над другом. Иногда, в более сложных схемах, рассчитанных на опытных мастериц, можно встретить т.н. «отсутствующие» петли, которые не провязывают никаким образом, а на схеме указывают лишь для ее удобочитаемости, как в схеме платья с рельефным узором «коса».

Обратите внимание! Количество петель в узорах может меняться от ряда к ряду, вас это не должно смущать. Важно, чтобы начало и конец раппорта в высоту (= количество рядов) соответствовали друг другу, если в описании узоров не указано иного (например, есть узоры, где при окончании раппорта петель получается больше, чем в его начале, или наоборот. Например, в джемпере с полосами ажурного узора количество петель в узоре сокращается, что отражено на схеме).

6. Так как знаки схем для вязания — это своего рода язык, то не стоит начинать со сложных изделий. Начните с простого. Убедитесь, что вы правильно понимаете узор, и только потом переходите к более сложным образцам.

Обязательно внимательно разберите все схемы для того изделия, которое вы планируете связать. Если у вас возникли вопросы или вы сомневаетесь в прочтении того или иного места схемы, проконсультируйтесь с более опытными рукодельницами.

7. В качестве примера разберем по одной простой схеме.


На этой схеме для вязания крючком мы видим два элемента — воздушные петли и столбики с накидом. Раппорт = 4 п. основания.

Вязание образца по схеме начинается с выполнения 11 в.п. (нижний ряд, цифрой не обозначен).

Затем вяжем 1-й р.: 3 в.п. подъема, затем 1 ст. с/н в следующую п., 1 п. пропускаем, в следующую петлю вяжем «веер»: 2 ст. с/н, 2 в.п. и еще 2 ст. с/н (то, что значки сходятся у основания, показывает, что они вяжутся из одной петли). После пропускаем 3 в.п. наборного ряда, в следующую п. снова вяжем 2 ст. с/н, 2 в.п. и еще 2 ст. с/н. После 1 в.п. пропускаем и заканчиваем образец с помощью 2 ст. с/н в две в.п. наборного ряда.

Для начала второго ряда (его читаем слева направо) выполняем 3 в.п. подъема вместо 1-го ст. с/н, в следующий ст. с/н вяжем ст. с/н, затем под 2 в.п., находящиеся в серединке «веера», вяжем еще один «веер», второй «веер» образца вяжем под две в.п. следующего «веера» 1-го ряда. Заканчиваем ряд с помощью двух ст. с/н в два ст. с/н предыдущего ряда и переходим к выполнению 3-го ряда.

Теперь разберем такой же простой узор для вязания на спицах.

Раппорт здесь состоит из 4 п., а в схеме есть 4 элемента.

Начинаем вязание с 1-го р., читаем его справа налево, — он весь вяжется лицевыми петлями.

Второй ряд не указан, значит, вяжем его по рисунку, т.е. изнаночными.

3-й р. (его читаем опять справа налево) начинается с 2 п., провязанных вместе лицевой (для наглядности этот значок занимает один квадратик, хотя задействованы две петли), затем выполняем два накида, а затем вяжем еще 2 п. вместе с протяжкой (хотя и этот значок тоже занимает 1 квадратик). Итого в ряду у нас сохраняется 4 п. = двойная, накид, накид, двойная с протяжкой.

4-й р. не указан на схеме, значит, его тоже вяжем по рисунку — двойные лицевые провязываем изнаночной, каждый накид, так как не указано иного, тоже вяжем изнаночной.

5-й и 6-й ряды вяжутся как 1-й и 2-й.

7-й р. снова начинаем читать справа налево. Выполняем накид, 2 п. вместе лицевой, затем двойную лицевую с протяжкой, и заканчиваем накидом.

Не указанный на схеме изнаночный ряд снова провязываем по рисунку = изнаночными.

Учимся читать схемы крючком

Добрый день, рукодельницы! Сегодня я буду рассматривать тему, как научиться читать схемы вязания крючком. Скажу честно, если бы не подруга, которая на днях решила обучиться вязанию крючком, то я бы и не вспомнила, что сама 2 года назад мучилась и размышляла, что же значат эти “закорючки” в схемах. Очень часто в журналах встречаются текстовые описания, например: 1-й ряд, провязать 3 воздушные петли, 1 столбик с накидом, 2-ой ряд, 2 воздушные петли, 3 столбика без накида и так далее. Эта техника вязания крайне неудобна, во-первых, легко ошибиться, а во-вторых, не понимаешь зрительно, какой узор должен получиться. Вот поэтому я предлагаю вам сегодня научиться вязать по схеме. Итак:

Первое, что мы должны знать, это условные обозначения петель и столбиков. В этом случае нам поможет вот эта картинка (советую ее распечатать).

Второе, читать схемы нужно снизу вверх, четные ряды слева направо, а нечетные ряды справа налево.

Третье, это — раппорт, отмеченный прямой скобкой. Вязание начинается с петель до раппорта, затем этот раппорт повторяется до нужной ширины работы. Заканчиваем изделие петлями вне раппорта.

Давайте рассмотрим нашу схему

Узор вяжется обратными рядами, слева направо. Все ряды пронумерованы. Раппорт здесь выделен снизу прямой скобкой, число петель кратно 8 (раппорт) + 5

Обязательно посмотрите, какие виды петель крючком существует. Для этого зайдите в раздел основы вязания и изучите по видеоурокам основные способы.

1 ряд – набираем 16 петель (раппорт ) + 5 петель.

Вяжем 3 петли подъема (я выделила их в малиновую рамочку) и в 6 петлю от крючка провязываем 1 столбик с накидом, воздушную петлю и еще 1 столбик с накидом в эту же петлю основания, получится такая вот галочка, это начало раппорта.

Далее, через 3 петли цепочки, в 4 петлю вяжем 5 столбиков с накидом в одну петлю (конец раппорта)

Затем опять пропуская 3 петли вяжем нашу галочку (1 столбик с накидом, 1 воздушная петля, 1 столбик с накидом в эту же петлю), 5 столбиков с накидом через 3 петли, галочка и заканчиваем ряд, пропуская одну петлю цепочки, столбиком с накидом.

2 ряд – вяжем 3 воздушных петель подъема (я их отметила в голубую рамочку, смотрите схему выше), переворачиваем работу и вяжем теперь в обратную сторону. Вяжем галочку в воздушную петлю галочки предыдущего ряда.

Далее 1 воздушная петля, во второй столбик предыдущего ряда вяжем столбик без накида (все время поглядываете на схему).

3 воздушные петли, в четвертый столбик предыдущего ряда столбик без накида, воздушная петля. Повторяем те же действия до конца ряда. Заканчиваем 2-ой ряд столбиком с накидом.

3 ряд – 3 воздушные петли подъема, переворачиваем, галочка в воздушную петлю предыдущего ряда, 5 столбиков с накидом в 3 воздушные петли, повторяем до конца, заканчиваем одним столбиком с накидом.

А дальше узор повторяется, начиная со второго ряда.

Таким образом я провязала еще 3 ряда и вот, что получилось!

Надеюсь, теперь вы будете с легкостью ориентироваться в схемах и вязать сложные узоры, а если ты хотите научиться вязать панду шапку крючком, советую вам получать свежие статьи на e-mail, чтобы не пропустить новые мастер-классы!

Ссылка на основную публикацию